ФАС выключит «ручной режим» в авиакомпаниях

Как служба собирается бороться с завышением цен на билеты

По словам главы ФАС Игоря Артемьева, ведомство вместе с перевозчиками будет корректировать алгоритмы ценообразования. Сейчас в работу электронных систем продажи билетов нередко вмешиваются сотрудники авиакомпаний, что не всегда оправданно, считают в ФАС. Удастся ли антимонопольщикам добиться снижения цен на билеты? Выяснял Сергей Соболев.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Глава ФАС оправдал «роботов» и обвинил в необоснованном завышении цен персонал авиакомпаний. Реабилитировать искусственный интеллект удалось после того, как «Аэрофлот» буквально по полочкам разложил антимонопольщикам всю систему ценообразования. Теперь в ФАС знают, как происходит этот процесс, но не понимают, по каким принципам. Так, перевозчики не могут объяснить, как формируется базовый тариф.

По словам Игоря Артемьева, в результате авиакомпании могут корректировать стоимость билетов, и это никак не контролируется: «Мы точно установили, что это делается не автоматически, а вручную. Все-таки роботом пока еще управляют люди. Думаю, что это ничем не обоснованно. Мы будем пытаться пока в мягком варианте, руководствуясь здравым смыслом, вместе с самими перевозчиками изменить эти алгоритмы и не допускать несанкционированного и не основанного на серьезных доказательствах вмешательства, которое приводит к росту цен».

Что такое «мягкий режим», глава ФАС не пояснил. В свою очередь, на рынке претензии антимонопольщиков считают необоснованными. Случаи завышения цен присутствуют, но они носят единичный характер и, как правило, быстро устраняются, пояснил пиар-директор сервиса Aviasales Янис Дзенис. По его словам, авиакомпании заранее просчитывают моменты наибольшего спроса и закладывают эти данные в электронные системы продаж билетов: «Перевозчик заранее понимает, каким будет спрос на его услуги. Поэтому в систему загружается какое-то определенное количество дешевых и дорогих билетов. То есть это все, в общем-то, устанавливается сразу. Проблема кажется мне надуманной. Те, кто в период массового спроса хочет купить билеты подешевле, делает это заранее. Возможностей для этого огромное количество».

Эксперты видят в действиях ФАС попытки изменить правила игры, которые соблюдаются во всем мире. По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, служба превышает свои полномочия и нарушает основные принципы свободной конкуренции, в результате чего вместо снижения цен потребители увидят их повышение: «Это антирыночный механизм, который обрушит весь рынок. В частности, авиакомпании не будут получать заблаговременно деньги. А как они в таком случае должны, например, закупать керосин и оплачивать услуги аэропортов? Они же тоже должны делать какую-то предоплату.

Значит, перевозчики побегут в банки и займут там деньги под проценты.

В итоге это все приведет к тому, что конечная стоимость авиабилета, наоборот, вырастет, потому что в его стоимость придется включить еще и цену кредитов, которые авиакомпаниям придется привлекать».

Пока непонятно, как в итоге ФАС будет менять систему ценообразования авиабилетов. Участники рынка призывают это делать аккуратно и не спеша. По их мнению, любые резкие движения могут негативно отразиться на всей авиаотрасли.

В конце прошлого года антимонопольщики потребовали от авиакомпаний объяснений того, как формируются цены на перелеты в эконом-классе. В частности, службу заинтересовали данные о работе глобальных систем бронирования. Тогда Игорь Артемьев заподозрил, что они запрограммированы на продажу дорогих билетов.

Вся лента