«Ярмарку можно назвать „миксовой“»

Дмитрий Буткевич — о выставке BRAFA

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о BRAFA — Брюссельской ярмарке искусств, на которой традиционно сочетается несочетаемое.

Фото: Bailly Gallery

В Бельгии открылась 63-я Брюссельская ярмарка искусств — BRAFA. В выставочном комплексе Thurn-und-Taxis 134 галереи из 16 стран мира представили на продажу свои экспонаты. Должен сразу сказать, что российских галерей среди участников нет, нет даже галеристов с российскими корнями, как бывало раньше. Хотя, судя по встреченным мной на превью персонам, некоторые примериваются к участию; проблема в том, что на BRAFA существует серьезный отбор.

А вообще-то ярмарку можно назвать «миксовой», допускающей на стендах самые разнообразные экспонаты — от античности и «tribal art» до «старых мастеров» и актуального искусства. Иногда, и все чаще, подобное «смешение стилей» допускается прямо в рамках одного стенда. В этом смысле весьма показательна мюнхенская галерея Brenske, выставляющая иконы, в том числе, русские, а рядом, — работу Гюнтера Юккера с обычными для него торчащими гвоздями. Ну а уж общий экспозиционный стиль брюссельской ярмарки давно стал ее фирменным знаком: здесь витрины галерей, выставляющих археологию (Древнюю Грецию, Древний Египет или полуостров Юкатан доацтекского периода, как у парижской галереи Mermoz, например) расположены напротив стендов с фламандской живописью 16–17 веков (также у парижан из галереи Florence de Voldere); на соседнем же может оказаться мощная коллекция современного искусства, с целой небольшой выставкой работ Христо, как у галереи Guy Peters из небольшого бельгийского городка Knokke).

В отличие от наших галеристов, работ художников отечественного происхождения в Брюсселе немало. Преимущественно это так называемая «парижская школа» — Серж Поляков и Андре Ланской; много Марка Шагала, и живописи, и печатной графики. Хотя меня гораздо более привлек, если говорить об обитателях парижского «Улья», редкий на рынке Леонард Фуджита, также у парижанки Helene Bailly.

Если же говорить о топах экспозиции BRAFA, стоит, конечно, назвать Рубенса, который с двумя коллегами участвовал в создании полотна «Диана с нимфами охотится на оленя»; хозяева местной галереи Klaas Muller оценивают его в €6 млн. €4 млн просили на предпоказе за полотно Рене Магритта «Оракул» на стенде еще одной брюссельской галереи Boon.

Вся лента