Семь раз проверь, один раз закажи

Как не дать ресторанам себя обмануть

Венецианское кафе оштрафовали на €20 тыс. за огромный счет. Пожаловалась на заведение группа японских туристов: за три стейка и рыбу им пришлось заплатить €1 тыс. Шокированные суммой клиенты после обеда сразу отправились в полицейский участок: там случай признали мошенничеством. Как оказалось, в меню были указаны цены за 100 грамм, а сами блюда имели больший вес. Полицейские предупредили, что такая схема очень популярна для обмана туристов, и пользуются ей даже престижные рестораны. Как поступать в подобных ситуациях и как в них вообще не оказываться, выясняла Лилия Пономарева.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Венеция славится не только прогулками на гондолах и архитектурой. Оказывается, счет на заоблачную сумму в кафе в центре города остался в воспоминаниях многих туристов. В ноябре жертвами махинации стали британцы: ресторан потребовал с них за обед €500 — 35 тыс. руб. По словам туристов, администрация заведения воспользовалась их незнанием итальянского языка и включила в счет незаказанные блюда. Тогда мэр города Луиджи Бруньяро ситуацией возмутился: в Венеции, мол, будь готов раскошелиться, а «халявщики», как он выразился, королеве Адриатики не нужны. Правда, к недавнему случаю с Японцами градоначальник поостыл и уже пообещал повлиять на ситуацию.

Трэвел-обозреватель «Коммерсантъ FM» Петр Воронков советует в любом городе Италии перед посещением ресторана побольше о нем узнать: «Недавно мои друзья вернулись из Венеции и жаловались на то, что за четыре чашки кофе они заплатили €60. Это неудивительно: кофе там так себе, но этому кафе на площади Святого Марка 300 лет, там побывали Стравинский, Пруст, Казанова. Вы платите не столько за напиток, сколько за причастность к истории уникальной Венеции».

Впрочем, неожиданный счет есть риск получить и в России, здесь даже языковой барьер не нужен. О своем посещении калининградского ресторана рассказал москвич Сергей: «Зашли в один из местных ресторанов, выбрали рыбу, которую вылавливают местные рыбаки, и нам принесли счет, который в несколько раз превышал сумму, которую мы должны были заплатить. Естественно, мы спросили у официанта, в чем дело, и нам сказали, что стоимость рыбы, которую мы заказали, указана за 100 грамм. В меню это отмечено не было».

Самая распространенная ситуация в московских кафе — включение в счет незаказанных позиций, пожаловалась «Коммерсантъ FM» Яна: «Мы всю ночь сидели в караоке, нас было не так много. Иногда заказывали напитки, мы не особо не считали и не следили, и когда утром принесли счет, у нас округлились глаза — там было около 50 лонг-айлендов и сумма на десятки тысяч. Нас точно обсчитали, потому что столько мы выпить не могли».

Дарья в свою очередь делится, что в столичном ресторане могут принести далеко не то, что заказано, и не признать вину: «Мы заказали бутылку игристого вина и попросили, чтобы это был брют, а не сладкое. Но официант нас недопонял и принес в итоге сладкое, открыл бутылку, разлил содержимое по бокалам. Мы обнаружили, что это не то, что мы хотим, только отпив. Мы попросили официанта заменить напиток, но он ответил, что убрать эту позицию из счета уже не получится».

За все подобные случаи ответственность несет официант, уверена сотрудница одного из московских ресторанов Надежда: «Гость всегда прав, многие заведения работают исключительно по таким правилам. Если официант о чем-то не предупреждает гостей, естественно, он остается виноватым».

Как отмечают эксперты, опрошенные «Коммерсантъ FM», чтобы избежать подобных ситуаций, нужно всегда просить официанта прочитать заказ вслух. Если же после этого клиенту все равно принесли блюдо, которое он не просил, жаловаться нужно сразу же, не дожидаясь счета, а также позвать менеджера. В крайнем случае, посетитель всегда имеет полное право обратиться в полицию.

После разгоревшегося вокруг ресторана в Венеции скандала телекомпания CNN включила страну в список мест, которые не стоит посещать в 2018 году.

Вся лента