«Либо компания использует новейшие технологии, либо перестает существовать»

Зампред совета Сбербанка Александр Ведяхин — в интервью «Ъ FM»

Сбербанк уже сейчас может ежегодно получать $2-3 млрд прибыли благодаря применению искусственного интеллекта и машинного обучения, заявил в Давосе в ходе делового завтрака Сбербанка глава крупнейшей кредитной организации России Герман Греф. О том, каким образом банк применяет в своей работе новейшие технологии и какие это открывает перспективы, в интервью экономическому обозревателю «Коммерсантъ FM» Константину Максимову рассказал заместитель председателя совета ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин.

Фото: ПАО "Сбербанк"

— Насколько важным сейчас для Сбербанка является направление по развитию искусственного интеллекта? Какие потенциальные доходы может получить Сбербанк от применения искусственного интеллекта и машинного обучения?

— На самом деле искусственный интеллект, машинное обучение, аналитика данных — эти слова принципиально важны не только для Сбербанка, но и для любой другой компании. Не важно, какой это сектор — медицина, промышленность, финансовый сектор: в любой индустрии применение искусственного интеллекта и машинного обучения дает существенное улучшение и существенную прибыль. Здесь такая история: либо компания это делает, либо компания в ближайшие три-пять лет просто перестанет существовать. Об этом как раз говорили спикеры на завтраке Сбербанка в Давосе. Это большой вызов для всех менеджеров, для собственников компаний, и это точно то, о чем действительно надо очень сильно задумываться. Искусственный интеллект — это часть четвертой промышленной революции, и не применять его — это то же самое, как, собственно говоря, отказываться от использования электричества. Что касается Сбербанка, то Герман Греф обозначил цифры, которые мы получаем за счет качественного управления рисками и продажами — от $2 млрд до $3 млрд ежегодно Сбербанк зарабатывает только за счет применения искусственного интеллекта, машинного обучения и аналитики данных. Мы планируем, что бизнес банка будет расти, и, соответственно, эти доходы будут тоже увеличиваться.

— Я посмотрел оценки, которые дают участники завтрака: было проведено голосование, задавали вопрос, насколько сейчас внедрение искусственного интеллекта в вашей компании является приоритетом. Менее 20% назвали это приоритетом номер один, большая часть проголосовавших говорит, что это важная часть, но не первостепенная. Сейчас для среднестатистического потребителя искусственный интеллект больше связан, наверное, с беспилотными автомобилями, с пылесосами, с возможностью роботов обыгрывать человека в шахматы. Вы можете объяснить, где именно Сбербанк, банковская индустрия в целом могут применять технологии искусственного интеллекта и машинного обучения?

— Искусственный интеллект хорош тем, что дает совершенно иной клиентский опыт, который находится на принципиально другом уровне. Что это значит? Это высокая скорость предоставления сервисов и снижение их стоимости. На самом деле все потребители без исключения уже сейчас сталкиваются с искусственным интеллектом. И это не только девайсы, это и сервисы, которые предоставляются, и услуги, которые есть. Что касается банковского сектора, то простой пример — это потребительское кредитование. Уже сейчас большую часть решений принимают алгоритмы, которые улучшают себя сами — это уже основа глубинного машинного обучения.

— Это так называемый скоринг заемщиков?

— Скоринг заемщиков – это общее наименование системы оценки при принятии решения, давать этому клиенту кредит или нет. «Путешествие» клиента в банке — какие продукты, какие услуги ему необходимо предоставлять в конкретный момент, customer journey так называемый — тоже двигается исключительно искусственным интеллектом. Невозможно нанять такое количество операторов, которые бы давали правильные подсказки и рекомендации. Агрегаторы такси, которые мы используем, — это тоже хорошие, мощные платформы искусственного интеллекта. Поэтому можно сказать, что искусственный интеллект уже достаточно глубоко в нашей жизни, и это будет продолжаться.

— Один из спикеров сегодня отметил, что основная проблема сейчас с применением искусственного интеллекта — данные, их разрозненность, технические проблемы с загрузкой в модель. Действительно ли это серьезная преграда?

— Это действительно достаточно большая проблема, большой вызов, я бы сказал. Причем вызов не только для нас — это вызов для всех компаний, включая технологичные. У нас были в рамках экономического форума встречи с крупнейшими мировыми технологическими гигантами на уровне главных исполнительных директоров и членов правления, и все говорят одно и то же: данные — это большая история для всех. Поэтому, если кто-то говорит, что у него все отлично с данными, то…

— Лукавит?

— Скорее всего, он либо лукавит, либо не очень четко понимает ситуацию. Поэтому существенный вызов в области данных — это однозначный факт, и это однозначно ближайшая задача, которую необходимо решать. Но необходимо сказать, что данные данным рознь. Конечно, мы не можем и, наверное, не сможем в ближайшее время поднимать все 100% данных, которые у нас есть в Сбербанке в режиме онлайн, и постоянно перестраивать на них модели, но, с другой стороны, нужно понимать, какие данные являются наиболее важными, какие — наименее. И для принятия того или иного решения нам не нужны все 100% данных, которые есть в банке. Достаточно поднимать релевантные для этого решения данные. Собственно говоря, мы этим сейчас конкретно и занимаемся.

— Как потребителю, как человеку, который стоит по иную сторону такого своеобразного банковского барьера, сидит на стуле перед условным искусственным интеллектом или менеджером, что мне нужно сделать для того, чтобы, так сказать, не отставать от развития?

— Как потребитель, вы просто можете продолжать сидеть в вашем кресле, получать все более качественные предложения и от финансовых компаний, и от нефинансовых компаний. В общем-то, искусственный интеллект — это то, что существенным образом облегчает жизнь потребителю.

— Что видит Сбербанк, что видит общество в качестве основной угрозы для следующего шага в применении искусственного интеллекта, машинного обучения?

— Нам всем свойственно бояться чего-то неизвестного, на всякий случай лучше испугаться. Искусственного интеллекта даже в силу его наименования начинают определенным образом опасаться. Но при этом его используют, выбирают продукты, основанные на искусственном интеллекте, потому что это гораздо проще, лучше, комфортнее и дешевле. Мне понравились слова премьер-министра Люксембурга: «Вы знаете, что основная наша задача — рассказывать как можно больше людям про то, что искусственный интеллект несет на самом деле». А робот София «советует» поменьше снимать голливудских страшилок или, по крайней мере, меньше их смотреть, потому что они не имеют никакого отношения к реальности.

Вся лента