«Цензура имеет все шансы вернуться»

Дмитрий Дризе — об истории с фильмом «Смерть Сталина»

«Смерть Сталина» не выйдет на российские экраны. Министерство культуры отозвало во вторник прокатное удостоверение картины после обращения представителей культурного сообщества и общественных деятелей, которые сочли, что фильм искажает историю советского государства. Примечательно, что министр культуры Владимир Мединский еще в первой половине дня говорил о том, что его ведомство не стремится ничего запрещать. Однако ближе к вечеру прокатное удостоверение все-таки было отозвано. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает фильм слабым, но отмечает, что решение о его отмене создает прецедент.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Прокатное удостоверение у художественного фильма «Смерть Сталина» отозвано с формулировкой «выявление информации, запрещенной к распространению в России». Ранее режиссеры Никита Михалков и Владимир Бортко, депутаты-коммунисты, представители разгневанной культурной и другой общественности требовали снять картину с проката. По их мнению, это кощунственный пасквиль на отечественную историю, который подрывает государственные устои и оскорбляет патриотические чувства граждан. Чиновники Минкульта, которые ранее выдали фильму прокатное удостоверение, долго не могли найти законных оснований для отмены показа. Но в итоге все-таки дрогнули.

«Смерть Сталина» – это черная комедия. Картина не претендует на изложение исторической правды. Руководители советского государства показаны не очень умными, но при этом кровавыми персонажами. Все это не сегодня придумали – можно сказать, универсальный жанр. В СССР так изображали капиталистов, сионистов и прочих недругов-агрессоров. Карикатурные образы. И Запад не стоял в стороне.

Надо сказать, что речь идет о самом трагическом и страшном этапе нашей недавней истории. В тюрьмах и лагерях погибли сотни тысяч людей. Смех здесь совершенно неуместен. Это действительно оскорбляет.

Заметно, что на Западе не считают нужным разбираться, вникать, что такое Россия, какие в ней происходят процессы, что для нее советское прошлое. Есть штампы – их используют. Наследие холодной войны, если хотите.

Однако вот такие не слишком далекие фильмы дают очередной козырь нашей разгневанной общественности. А заодно и откровенно экстремистским и мракобесным силам – тем, что срывают выставки спектакли, которые они считают чуждыми и подрывающими устои. Им что Николай II, что коммунисты – лишь бы запретить и не пускать.

А что же Министерство культуры? Чиновники посмотрели фильм, оценили его, экстремизма, призывов насилию, а также порнографии не нашли. А что касается идеологического наполнения – это не их профиль. У нас официально нет цензуры, поэтому формально нельзя снимать фильмы с проката по политическим причинам. Но если так пойдет дальше, то цензура имеет все шансы вернуться. Ладно, «Смерть Сталина», но под это дело и все западное кино можно запретить. Разгневанная общественность все больше набирает силу.

Вся лента