Музыка для познания мира

Фестиваль

Второй музыкальный фестиваль для детей и подростков с ограниченными возможностями по слуху "Волшебная симфония" прошел в 2017 году в Петербурге. Дети с нарушениями слуха вышли на одну сцену с известными певцами и музыкантами, чтобы показать свои достижения в танце, музыке, чтении стихов и вокале.

Финалисты выступали на профессиональной сцене вместе со звездами, среди которых был и джазовый мультиинструменталист и композитор, народный артист России Давид Голощекин

Дмитрий Быков

Второй международный музыкальный фестиваль "Волшебная симфония" для детей с нарушениями слуха состоялся в Государственной академической капелле Петербурга 10 октября 2017 года. В финальном концерте участвовали дети из разных городов России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Узбекистана.

В прошлом году на конкурс поступило еще больше заявок, чем в 2016-м на первую "Волшебную симфонию": в общей сложности — 126 заявок из восьми стран и 57 городов. Конкурсантами были дети и подростки, которые слышат с помощью кохлеарных имплантатов. Всего несколько лет назад, после кохлеарной имплантации, они узнали, что существуют звуки, стали понимать и распознавать речь, говорить, а затем открыли в себе музыкальный талант. Специалисты по слухоречевой реабилитации уверены, что музыка как ничто другое помогает ранее не слышавшим детям привыкнуть к звучащему миру.

Возраст участников конкурса в 2017 году был самый разный: самому юному из них — четыре года. Около половины заявок поступило от детей в возрасте от 9 до 14 лет, однако вышли в финал не только маленькие, но и уже взрослые участники. Так, студент юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кузнецов (после тяжелой болезни в возрасте трех лет он потерял зрение и слух) сам пишет прозу и стихи, которые он и прочитал под музыку со сцены фестиваля, поскольку в 2017 году в программу "Волшебной симфонии" была добавлена новая номинация — "Стихотворение".

Всего в поэтическую номинацию поступило 39 заявок. В ораторском искусстве шестилетняя Василиса Пепеляева из Перми ничуть не уступала двенадцатилетней петербурженке Татьяне Лобач, которую в 2017 году пригласили в качестве соведущей концерта.

Из-за большого количества талантливых ребят в прошлом году итоговый концерт был разделен на два отделения. Финалисты выступали на профессиональной сцене вместе со звездами, в числе которых были Татьяна Буланова, Петр Захаров, камерный оркестр "Дивертисмент", группа "Филармония", ансамбль "Барыня", джазовый мультиинструменталист и композитор, народный артист России Давид Голощекин и другие.

Специальным гостем, приехавшим на фестиваль из Японии, стал джазовый музыкант с кохлеарными имплантатами Нобуйуки Йошимото. Одаренный японец еще во время учебы в университете заинтересовался джазовой музыкой, и с тех пор он начал играть на бас-гитаре и на классической гитаре, выступал перед публикой. Однако в 2010 году Нобуйуки Йошимото оглох на правое ухо, в 2012 году — на левое и стал полностью глухим. Благодаря кохлеарной имплантации японец вернулся к музыке, а результаты операции и последующей реабилитации превзошли все ожидания и позволили ему опять выступать на сцене!. Он играет на электронном контрабасе и постоянно выступает в качестве басиста, гитариста или пианиста на различных музыкальных мероприятиях и джем-сейшенах. В мае 2017 года был выпущен его пятый альбом Jazz World with the Cochlear Implant ("Мир джаза с кохлеарным имплантатом"), состоящий из восьми оригинальных композиций собственного сочинения.

Лучший социальный проект России

Финальный концерт посетили ведущие российские отоларингологи и отохирурги, специалисты по слухоречевой реабилитации, выдающиеся педагоги, представители законодательной и исполнительной власти. Поздравления участникам направили заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова, уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов и многие другие.

Организаторами второго международного фестиваля "Волшебная симфония" стали Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи (НИИ ЛОР), ГБУК "Петербург-концерт" и родительское объединение "Я слышу мир!". Спонсорами и партнерами выступили Сбербанк, Петербургский социальный коммерческий банк, компания "Азимут Мед Групп", австрийский производитель слуховых имплантатов Med-El, благотворительная региональная общественная организация родителей детей-инвалидов "Особый Петербург" и альманах социального партнерства "Русский меценат".

В 2017 году музыкальный фестиваль "Волшебная симфония" был признан на федеральном уровне и стал победителем в конкурсе "Лучшие социальные проекты России". Организаторы мероприятия надеются сделать международный музыкальный фестиваль для детей с нарушениями слуха доброй традицией и ежегодно расширять его формат и масштабы.

Профессор РГПУ им. Герцена и НИИ ЛОР Инна Королева подчеркивает, что проект "Волшебная симфония" направлен прежде всего на то, чтобы вдохновить родителей, специалистов, детей и взрослых с кохлеарными имплантатами и показать им неограниченные возможности, которые дают глухим детям и взрослым современные медико-технологичные методы лечения глухоты. "Этот проект также демонстрирует всему обществу возможности современных технологий в восстановлении слуха у глухих людей, благодаря которым глухие дети говорят, как обычные дети, поют и играют на музыкальных инструментах вместе с известными музыкантами, танцуют, сочиняют стихи",— говорит она.

Технологии для слуха

По словам вице-президента компании Med-El Алексея Ильченко, такие уникальные фестивали, как "Волшебная симфония", позволяют продемонстрировать удивительные вещи: то, чего может достигнуть глухой человек. "Они прекрасно играют на фортепиано, поют, читают стихи как артисты речевого жанра. Можно написать большую научную статью с диаграммами и графиками, но когда видишь поющую пациентку, девочку шести-семи лет, которая играет на фортепиано так, что могла бы сделать профессиональную карьеру пианистки, и знаешь, что все это — искусственный слух, такое просто поражает",— восхищается он.

Вице-президент отмечает, что Med-El, безусловно, знает и видит, как работают их имплантаты, но столь хорошие результаты еще требуют осмысления. "Просто компьютерным моделированием этого (разработки нужного алгоритма работы имплантата.— SR), к сожалению, не сделать, поэтому нужно работать с пациентами. В нашей технологии задействованы различные способы кодирования и обработки сигналов, а цель — приближение искусственного слуха к натуральному, потому что то, что слышим мы, должны слышать и наши пациенты",— полагает эксперт.

По его словам, первые технологии были направлены на то, чтобы человек узнавал речь. "Это относительно простой и устойчивый сигнал. А музыка, в отличие от речи, гораздо сложнее — в ней очень много составляющих, передать ее — очень серьезная задача",— говорит Алексей Ильченко. Сейчас же на различных музыкальных фестивалях в разных странах, в том числе и на "Волшебной симфонии", пациенты с имплантатами Med-El, как правило, показывают лучшие результаты.

Суть технологии, которую компания разработала несколько лет назад, заключается в том, что человек с имплантатом воспринимает звуки как речевого диапазона, так и низкие, а именно они несут информацию о мелодии, делают звуки более объемными. "Для распознавания речи это не столь важно, но для восприятия музыки, в которой низкочастотная составляющая крайне важна, это очень значимо. Мы методом проб и ошибок разработали такой алгоритм, сочетая математику и способы обработки сигнала, а также специальную конструкцию электрода, который стимулирует все области внутреннего уха, и он заработал. И когда пациентам ставятся имплантаты Med-El на одну сторону, а другого бренда — на другую, то в части субъективного восприятия музыки — и я очень этим горжусь — наши имплантаты вне конкуренции. Звук получается более полным и емким именно за счет передачи низкочастотной составляющей акустического сигнала",— говорит господин Ильченко.

Он добавляет, что смоделировать восприятие музыки без низких частот довольно просто — достаточно их полностью убрать на эквалайзере во время проигрывания произведения. "Это в определенной степени сравнимо с тем, что слышат люди с имплантатами, в которых нет нашей технологии. Новости можно будет слышать без проблем, но если включите музыку — не получите никакого удовольствия. И это не голословное утверждение, есть научные публикации, подтверждающие этот факт",— подчеркивает вице-президент Med-El.

Вся лента