«Работы описываются как "очень сомнительные"»

Дмитрий Буткевич — о выставке «Русский модернизм»

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает об выставке в Музее изящных искусств в Генте, некоторые экспонаты которой вызвали подозрения у искусствоведов. В частности, речь идет о сомнительном провенансе и отсутствии аукционной истории работ.

Фото: Даниил Иванов, Коммерсантъ

В бельгийском Генте, в Музее изящных искусств открыта выставка под названием «Русский модернизм». Советую всем при возможности посетить эту экспозицию. Вдруг ее скоро закроют?

Дело в том, что группа специалистов по русскому искусству подписала открытое письмо, в которых работы, здесь выставленные, описываются как «очень сомнительные». Естественно, никто не произносит слово «фальшивка», чтобы не подвергаться обвинениям в диффамации.

Сначала несколько слов о выставке. 26 работ, официально включенных в постоянную экспозицию музея на условиях долгосрочной аренды. Владелец — Diegelem Foundation, принадлежащий российским коллекционерам Игорю и Ольге Топоровским. Инициатор выставки — Катрин де Зегер, куратор Московской биеннале современного искусства-2013. Среди экспонатов — ранее неизвестные публике работы Экстер, Лисицкого, Гончаровой, Розановой, Родченко, Поповой, Кандинского, Малевича, Татлина.

По словам бельгийской прессы, коллекция Топоровских состоит из трех частей. Одна — из семьи Ольги, чей прадед был братом скульпторов-конструктивистов Певзнера и Габо. Вторая — также от Ольги, чей отец был другом и коллегой Костаки. А третья — то, что Игорь Топоровский приобрел после распада СССР в региональных музеях, в частности, на территории Украины.

Эксперты сомневаются в провенансе, то есть в происхождении. Кроме того, отсутствуют выставочная и аукционная история предметов. Работы Явленского и Кандинского не включены в имеющиеся каталоги-резоне; такие изделия, как туесок и прялка, как бы расписанные Малевичем, не имеют аналогов в его творчестве, а некоторые произведения имеют явное сходство с работами из госмузеев.

Теперь стоит назвать экспертов. Это Александра Шатских (крупнейший специалист по «витебской школе» и автор нынешней выставке Малевича в Москве), Наталья Мюррей (куратор лондонской выставки «Революция: Русское искусство 1917−1932 годов»), Вивиан Эндикотт Барнетт (автор каталогов-резоне Кандинского и Явленского), Константин Акинша, Джеймс Баттервик и другие.

Вся лента