Смерть задержанного вызвала сход

В Панкисском ущелье остро отреагировали на гибель раненного в ходе спецоперации чеченца

Сегодня в Тбилиси в больнице скончался 18-летний чеченец-кистинец Темирлан Мачаликашвили. Он был тяжело ранен в конце декабря в ходе спецоперации грузинских силовиков в Панкисском ущелье. Родственники и земляки умершего чеченца пообещали отомстить бойцам, принимавшим участие в поимке пособников «банды Ахмеда Чатаева», обезвреженной ранее, в ноябре прошлого года.

18-летний Темирлан Мачаликашвили скончался сегодня в 8:30 в тбилисской больнице. Он получил пулевое ранение в голову 26 декабря 2017 года в ходе спецоперации, организованной контртеррористическим департаментом Службы государственной безопасности (СГБ) Грузии в Панкисском ущелье на границе с Чечней. Тогда сразу в нескольких чеченских селах ущелья части спецназначения МВД арестовали четырех пособников террористической группировки Ахмеда Чатаева (Однорукий Ахмед).

Темирлан Мачаликашвили, по утверждению СГБ, оказал вооруженное сопротивление: пытался бросить в спецназовцев ручную гранату, но получил сквозное пулевое ранение в голову. Сегодня утром предполагалось доставить его самолетом в Стамбул для лечения в клинике «Коч», но он умер, не приходя в сознание, за несколько минут до начала процедур по подготовке к транспортированию.

Реакция родителей на смерть сына была весьма острой. «Я этого так не оставлю. Найдем и убьем каждого»,— кричала в приемной тбилисской клиники мать погибшего Аиза Маргошвили. По ее словам, Темирлана «фашисты убили специально, чтобы не дать перевезти его в Турцию». В том же духе высказывался и отец умершего Малхаз Мачаликашвили. Он сказал, в частности, что не хотел бы идти «против грузинских братьев и сестер», но его «принуждают» к тому действия властей, которые «убили невинного мальчика». Родители утверждают, что никакой гранаты у Темирлана в руках не было.

В ноябре, напомним, в результате масштабного многочасового боя на улице Отца Габриела в Тбилиси спецслужбам удалось арестовать гражданина России Шуаипа Бордзиева. Двое других россиян — Асланбек Солтахмадов и Ибрагим Адашев — были ликвидированы, а Ахмед Чатаев подорвал себя гранатой (см. “Ъ” от 23 ноября и 26 декабря 2017 года).

Сегодня представитель старейшин Панкисского ущелья Платон Гунашашвили анонсировал «общий сход», на котором будет принято некое «воззвание» в связи с «репрессивными и несправедливыми акциями властей» и гибелью «невинного мальчика».

Как заявила “Ъ” эксперт по терроризму Нино Бурчуладзе, «пока требования панкисцев будут сконцентрированы вокруг расследования инцидента с Мачаликашвили и наказания виновных в его убийстве». По мнению госпожи Бурчуладзе, «в дальнейшем многое будет зависеть от позиции салафитской общины, которая традиционно очень влиятельна в Панкисском ущелье».

В ходе митингов в Панкиси, которые практически не прекращались со дня спецоперации 26 декабря, звучали и угрозы «обратиться за помощью и защитой к президенту Чечни Рамзану Кадырову». Но кавказовед Мамука Арешидзе скептически относится к подобным планам и их возможным последствиям. «Руководство Чеченской Республики и всей России само активно борется против терроризма, угрожающего стабильности на Северном Кавказе»,— напомнил господин Арешидзе.

Комментируя последние события, политолог Торнике Шарашенидзе заявил “Ъ”, что активными спецоперациями в Панкисском ущелье грузинские власти «пытаются не дать России ни малейшего повода обвинить Тбилиси в поддержке экстремистов, пытающихся проникнуть на территорию РФ через Грузию».

Следствие против всех фигурантов дела о «поддержке группировки Чатаева» ведется по ст. 331 прим. УК Грузии (финансирование терроризма, обеспечение террористической деятельности любой материальной поддержкой или ресурсами), предусматривающей в качестве санкции лишение свободы на срок от 17 до 20 лет или пожизненное тюремное заключение.

Георгий Двали, Тбилиси

Вся лента