Tesla Model 3 пересекает океан

Наступит ли в России электромобильная революция

В 2018 году в Россию начнут поставлять бюджетные электрокары от Tesla. Продажи Tesla Model 3 стартуют в октябре, но первый образец российские покупатели оценят уже в первом квартале. Тем временем конкуренты намерены сделать производство электромобилей рентабельным. Возможно ли это и наступит ли электромобильная революция в России, выяснял Иван Корякин.

Фото: Alexandria Sage/File Photo, Reuters

Tesla Model 3 должна удивить не только владельцев машин премиум-сегмента, но даже обладателей электрокара Model S. Ни полного привода, ни пневмоподвески, ни лаунч-контроля. Даже приборной панели как таковой нет: вместо нее — большой сенсорный экран. Что уж говорить о подогреве руля или, например, датчике дождя. Получился жесткий и резкий спортивный электромобиль, сходятся во мнении эксперты. Впрочем, какой бы спорной ни была новинка от Илона Маска, в России она будет популярна, уверен управляющий партнер Moscow Tesla Club Игорь Антаров: «Вероятно, первое время у нас все-таки будут лидировать Model S и Model X, но, тем не менее, автомобиль, который практически в два раза дешевле при похожих характеристиках, и эта Tesla, которая желанна всеми потребителями, конечно, будет иметь большой успех. Протестировав автомобиль, мы убедились в том, что он действительно очень хорошо сделан, он прекрасно управляется на уровне Porsche и так далее».

Говорить о массовых поставках Model 3, конечно, не приходится: скорее всего, речь идет о нескольких десятках электромобилей. Их и производят немного, да еще и официального дилера в России нет. Но в этом и главный плюс Tesla, говорит владелец электрокара, главный редактор журнала Авторевю Михаил Подорожанский: «Электромобили по-прежнему останутся выбором довольно состоятельных пассионариев, которым скорее важен сам факт передвижения на электромобиле, нежели какие-то абсолютно рациональные подсчеты того, что называется value. Но это здорово — либо как сказал бы мой сын, прикольно. То есть это будет для людей, которым это очень интересно».

Однако своей исключительностью как Tesla, так и ее владельцы смогут хвастаться еще недолго. General Motors обещает через три года обогнать своего главного конкурента за счет удешевления производства. Дорогой кобальт в батареях заменят на никель, а сборку перенесут в Китай. Главная цель GM — сделать производство электрокаров прибыльным. И это возможно: в такой сценарий верит эксперт инвестиционной компании «Китфинанс Брокер» Владимир Капустянский: «За последний год было сделано достаточно много подвижек к тому, чтобы удешевить производство батарей. Те гиганты, которые раньше делали акцент на композитные, гибридные двигатели, фактически стремятся, чтобы был полностью электродвигатель. Ну, это тенденция, соответствующая времени, что в принципе: если все-таки нефть будет держаться ниже $60–70, тогда электромобиль становится интересным».

Но если бы электромобильная революция произошла сейчас, Россия все равно оказалась бы к ней не готова. Хотя бы потому, что в стране не так много зарядных станций — владельцы стараются «заправлять» электрокары на машиноместах рядом с домом. И то — если пробки не выбьет.

В этом году Tesla обещает установить в России десятки зарядных станций. Они должны «соединить» Москву и Петербург, а также Россию с Европой. В конце ноября эксперты «Гринпис Россия» нашли в столице только 29 работающих зарядных станций со свободным доступом.

Вся лента