Стиль-в-себе

В концертном зале Event-Hall сити-парка «Град» Патрисия Каас завершила мировое турне

В Воронеж певица приехала с презентацией нового альбома, названного, казалось бы, незатейливо – «Patricia Kaas». Многие музыканты называют пластинки собственным именем то ли от недостатка фантазии, то ли от большой любви к самому себе. Случай Патрисии Каас – не из этих. Певица молчала 13 лет, и за это время ей нашлось, что сказать и о событиях не столь давних (на диске есть песня, посвященная парижским терактам 13 ноября 2015 года), и собственных мыслях и чувствах по тому или иному поводу, и о своей жизни. Так что неудивительно, что столь личный альбом назван именно так. Неудивителен и материал с него: вокал Каас по-прежнему прекрасен, а ее песни все также представляют собой смесь поп-музыки, шансона, блюза и джаза.

Удивителен способ, которым Патрисия Каас решила преподнести свое творчество в турне. Певица сумела удивить давних (а среди пришедших на концерт наверняка было немало воронежцев, которые были на ее выступлении в цирке с десяток лет назад) и недавних поклонников, тех, кто знает пару песен и даже тех – если таковые в зале были, – кто о Каас и не знал ничего вообще. Певица набрала молодых талантливых музыкантов, по большей части даже мультиинструменталистов – то пианист хватался за гитару, то гитарист тянулся к скрипке – и представила новые аранжировки абсолютно всех песен. Где-то изменения были минимальны, например, уместно вклинившееся гитарное соло, где-то композиции были переработаны настолько, что узнать их можно было только с припева.

Патрисия Каас в концертном зале Event-Hall сити-парка «Град»

Фото: Event-Hall

Стилистика же аранжировок в основном была выражена в роковых тонах, с непременным вплетением джазовых и блюзовых ритмов, но по большей части с поразительными заходами то на территорию прогрессива, то на территорию психоделики. Очень тонко и бережно настроенного звука не устыдились бы иные мастодонты этих музыкальных направлений. А некоторые и позавидовали бы: далеко не все, например, догадаются сыграть соло на электрогитаре смычком, а у многих догадавшихся это было бы скорее пижонство – «Смотрите и слушайте, как мы можем», – на концерте же Патрисии Каас этот номер был довольно органичен. Кажется, что именно в этой мелодии именно так и должен звучать этот момент, и совершенно неважно, что запись в студии была совсем иной, не то что без смычка, а, может, и без гитары вообще. Органична была и сама певица – ее низкий глубокий голос как нельзя лучше лег на рок-мелодии, а сама Касс, обладающая чувством такта, двигалась непринужденно, легко и не без выдумки. Трясущие головами и кидающие «козу» под такую же музыку рокеры ей не ровня.

Будь такая возможность, публика бы присоединилась к певице: новые аранжировки то буквально вводили в транс, то заставляли как минимум притоптывать, но танцпартер в этот раз оборудован не был. Ведь кто бы мог подумать, что Патрисия Каас способна на такие эксперименты.

Патрисия Каас в концертном зале Event-Hall сити-парка «Град»

Фото: Event-Hall

В общем-то, этого удачного и необычного концерта хватило бы на долгие воспоминания и так. Но воронежское выступление стало последним – 110-м – в мировом турне, и для публики это был тоже интересный опыт. Обычно зарубежные, да и многие отечественные, музыканты приезжают в рамках туров, и часто Воронеж оказывается где-то в середине гастрольной программы, пару раз здешние сцены открывали гастроли. А завершение, тем более от мировой звезды – впервые. В общем-то, ничего особенного: цветами Каас воронежцы завалили и так, ну чуточку больше слов, чем на обычном концерте, ну живее эмоции. Но, во-первых, это выступление показало, что живая музыка может разительно отличаться от студийной. А, во-вторых, что концерт – это с организационной точки зрения вещь весьма сложная. Под конец выступления перед публикой оказалась вся делавшая тур команда, пара десятков человек. И многие зрители едва ли не впервые осознали, что на высочайшем уровне сделанный концерт – это не только любимый музыкант на сцене, но еще и множество невидимок, от гримера до звукорежиссера.

А Патрисия Каас доказала, что ей подвластен любой музыкальный стиль. Будь у нее желание, она всякий материал подстроит под себя и подстроится под него – и сделает это так, что корифеям того или иного направления придется потесниться.

Вся лента