В 2018 году банк продолжит идти по пути наращивания комиссионных доходов

По исследованию RAEX, в 2017 году на рынке корпоративного кредитования наметилась положительная динамика. Но банкиры пока осторожничают и дают сдержанные ответы относительно прогнозов по кредитованию на следующий год. Какое направление определит курс работы банков на следующий год, рассказала руководитель филиала «Южно-Уральский»
Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Галина Родина.

— Галина Михайловна, по вашему мнению, что будет драйвером развития корпоративного направления банков в 2018 году?

— Результат 2016 и 2017 годов показывает эффективность фокуса на комиссионных доходах при работе с малым и средним бизнесом, и в 2018 году мы продолжим идти по этому курсу.

— Насколько комиссионные услуги являются прибыльными для банка?

— В то время как процентная прибыль банка может быть подвержена влиянию внешних негативных факторов, происходящих в экономике страны, комиссионные услуги являются стабильным источником дохода.

— На какие услуги вы делаете ставку в 2018 году?

— Я бы выделила два ключевых тренда. Во-первых, банки будут активно привлекать клиентов на расчетно-кассовое обслуживание за счет повышения качества и функциональности систем дистанционного обслуживания, во-вторых, финансово-кредитные организации продолжат развивать нефинансовые сервисы для бизнеса. В сложившихся экономических условиях насущная задача предприятий — это поиск и сохранение баланса между развитием бизнеса и оптимизацией издержек на непрофильные, обеспечивающие функции. Соответственно, будет востребован качественный и выгодный аутсорсинг работы юристов, HR-специалистов, «рекламщиков». Банки, в силу размера и разветвленной внутренней структуры, имеют как собственные компетенции в этих направлениях, так и пул проверенных партнеров со «специальными предложениями». Поэтому предложение нефинансовых услуг через «единое банковское окно» напрашивается само собой. К слову, сейчас нефинансовыми сервисами пользуются около 5,5% наших клиентов из сегмента малого бизнеса, и до порога насыщения рынка еще очень далеко.

Одновременно государственные меры и реалии сокращения издержек стимулируют переход к безналичным операциям и повышению эффективности использования финансовых ресурсов компании. Интернет-банк к расчетному счету — базовая услуга, уже сейчас более 95% предприятий ведут расчеты с контрагентами дистанционно. Конкуренция между банками лежит в плоскости наполненности интернет-банков дополнительными функциями и простоты их использования, понятности интерфейса даже для руководителя бизнеса, не связанного с финансами.

— О каких конкретно функциях идет речь?

— Это и проверка надежности контрагентов, и аналитика финансовых потоков, и уведомление получателей о совершенном платеже, и размещение депозитов, и личные кабинеты по управлению зарплатными проектами, лимитами корпоративных карт. Все это есть в интернет-банке УБРиР, а теперь мы реализовали полнофункциональное мобильное приложение для доступа к дистанционным опциям в любом удобном для клиента месте. В отличие от многих информационных мобильных приложений, позволяющих только просматривать информацию о состоянии счетов, в нашем приложении можно совершать платежи, подтверждая их отпечатком пальца.

— Какие еще сервисы, продукты или услуги вы считаете перспективными в следующем году?

— Однозначно, эквайринг. Только за два последних года количество предприятий, установивших терминалы УБРиР, выросло вдвое. В перспективе мы продолжим развивать функциональность сервиса, предоставляя готовый модуль платежей для интернет-магазинов, создавая личный кабинет для контроля и анализа эквайринговой выручки.

— Хорошо. Давайте поговорим немного о кредитовании. Какие у вас прогнозы на этот счет?

— Думаю, что здесь можно говорить о сдержанном оптимизме. В 2017 году впервые за последние три года наметился рост востребованности кредитования, а банки стали расширять линейки кредитных продуктов. Но пока спрос формируется, прежде всего, овердрафтами — финансированием расчетных счетов, кассовых разрывов и оборотных средств. Говорить о полноценном восстановлении инвестиционного финансирования малого бизнеса пока преждевременно.

— Будут ли в следующем году развиваться так называемые «кредитные фабрики» для бизнеса?

— Думаю, да. Сейчас это выражено не так ярко, тренд только формируется. Мы видим интерес к этому продукту со стороны бизнеса: количество заявок растет от месяца к месяцу. Также рост спроса объясняется еще и лояльностью условий — клиенту не нужно предоставлять банку залог, чтобы получить быстрое финансирование, главное доказать эффективность своей бизнес-модели.

— Как банк будет работать с крупными корпоративными клиентами?

— Что касается работы со средними и крупными предприятиями, то налицо концентрация капитала в банках с государственным участием. Соответственно, усилия коммерческих банков будут направлены на диверсификацию активов и пассивов, возможно смещение акцента с объема портфелей клиентов на повышение их рентабельности.


Публичное акционерное общество «Уральский банк реконструкции и развития»

Лицензия № 429 от 06 февраля 2015 г, выданная Центральным Банком Российской Федерации

Вся лента