10 альбомов для каникул

Выбор Бориса Барабанова

В этот обзор вошли не только альбомы, появившиеся незадолго до Нового года, но и те, что в 2017 году оказались в тени более громких релизов. Каникулы — самое время вслушаться и оценить их по достоинству


Buika Para Mi

Идеальный саундтрек для каникулярного ничегонеделания — EP испанской певицы по имени Конча Буйка, который вышел еще летом. Ей никак не избавиться от ярлыка «любимой певицы Педро Альмодовара», но после фильма «Кожа, в которой я живу», в котором она даже появилась на экране, прошло уже шесть лет. В новом наборе песен нет партий известных коллабораторов, и это притом что с Буйкой почитали за честь играть самые разные люди — от Чика Кориа до Джейсона Мраза. В «Para Mi» практически нет экспериментов с джазом. Большая часть песен — в чистом виде фламенко, стиль опознается с первых нот и держит внимание практически до самого конца. В камерном фламенко Буйки нет навязчивой гитарной эквилибристики. На первом плане страстный и безудержный вокал, за спиной у певицы — мощнейшие инструменталисты, чья работа вызывает ассоциации, например, с группой Нино Катамадзе. Последняя вещь, «Hijos de la Luna»,— резкий поворот в сторону регги, от которого буквально перехватывает дыхание.

Издатель Warner Music Spain www.conchabuikamusic.com


Александр Ф. Скляр и «Ва-Банкъ» Оставайтесь, друзья, моряками! Песни Владимира Высоцкого

Песни Высоцкого — экзамен, который рано или поздно сдает едва ли не каждый из здешних певцов-харизматиков, будь то Григорий Лепс, Гарик Сукачев или любой из участников ежегодного трибьют-проекта «Своя колея». Александру Ф. Скляру петь Высоцкого сам бог велел. Но к полноценному альбому он пришел только сейчас, уже сдав экзамен по Вертинскому и Утесову, которым были посвящены отдельные программы. Скляр отобрал песни, связанные с морем — и, шире, с риском, с профессиями, которые принято называть «настоящими мужскими». Может быть, и было бы интересно послушать, как лидер «Ва-Банка» справился бы с лирическими или комическими вещами барда, но гораздо важнее то, что он избежал отбора по принципу «the best», нашел в своем Высоцком близкую тему и вполне эффектно ее раскрыл. Во-вторых, альбом Скляра — первый со времен трибьюта «Странные скачки» (1996) диск, где для песен Высоцкого сделаны зрелые и убедительные рок-аранжировки.

Благодаря усилиям гитариста Николая Девлет-Кильдеева, саксофониста Сергея Летова и других крепких инструменталистов, из знакомых песен Высоцкого удалось извлечь рок-н-ролльное вещество, которое дремало в них долгие годы.

Издатель Союз Мьюзик www.afsklyar.ru


Джейми Сафт, Стив Своллоу и Бобби Превит Loneliness Road

Игги Поп был в 2017 году одним из самых обсуждаемых артистов, во всяком случае, в категории «не хип-хоп». Ему исполнилось 70 лет, на экраны вышел потрясающий фильм «Американская Вальхалла», а осенью «папа панка» заявился в Москву с аншлаговым концертом. В тени более громких событий остался альбом джазового мейнстрима «Loneliness Road», на трех треках которого звучит голос Игги Попа. Ему интересна разная музыка. Всем известна его любовь к французской эстраде. Коллаборация с Гораном Бреговичем — вообще едва ли не визитная карточка Игги Попа в России. Но тихий, вдумчивый джаз — не самая очевидная ассоциация с его именем. Пианист Джейми Сафт, басист Стив Своллоу и барабанщик Бобби Превит вышли на Игги Попа через продюсера Билла Ласвелла. Поп записал вокал и отправил им по электронной почте. И опять оказался к месту. Похоже, его скрипучий, полный вселенской мудрости голос не в состоянии испортить вообще ничего. «Loneliness Road» — не самый веселый, но в высшей степени комфортный альбом импровизационного джаза с точной дозировкой вокала. Вообще, удивительно, насколько рифмуется судьба Игги Попа с судьбой его друга Дэвида Боуи. Тот тоже на склоне лет увлекся серьезным джазом.

Издатель RareNoise www.rarenoiserecords.com


Вячеслав Бутусов Гудбай, Америка!

В год 35-летия группы «Наутилус Помпилиус» ее бывший лидер Вячеслав Бутусов распустил вполне успешный состав «Ю-Питер» и заново записал 14 главных песен «Нау» с новыми партнерами, которые аккомпанировали ему на концертах, приуроченных к полукруглой дате. Продюсеру альбома «Гудбай, Америка!» Андрею Самсонову господин Бутусов поставил задачу: это может быть что угодно, только не рок. Формально далеко отойти от роковых приемов не получилось, более того, в некоторых песнях появились старомодные гитарные соло, за отсутствие которых не в последнюю очередь любили оригинальный «Нау». А вот малообъяснимого магнетизма, кислотой проникающего под кожу надрыва, характерного для классических записей группы, в новых версиях почти не осталось. Вероятно, это противоречит нынешнему душевному устройству фронтмена. К счастью, песни «Нау» настолько хороши сами по себе, что переживут еще не один трибьют, может быть, будут и более удачные. А прочувствовать их величие сейчас легче на сольных концертах Бутусова — там только голос и гитара.

Издатель Первое музыкальное издательство butusov.ru


Асаф Авидан The Study On Falling

Самый яркий израильский музыкант последнего десятилетия Асаф Авидан в своем третьем альбоме «The Study On Falling», как и прежде, отказывается эксплуатировать музыку своей родины. Он вообще не причисляет себя к израильской сцене, предпочитая определение «человек мира». Стилистически «The Study On Falling» можно было бы отнести к американе — это англоязычные песни, замешанные на фолке, кантри и ритм-энд-блюзе. Известно, что родители Асафа Авидана выросли в США, и его собственный вкус формировался под влиянием пластинок 1960-х — 1970-х из их коллекции. Газета Haaretz писала, что Асаф Авидан — это еврей, ставший поп-идолом в консервативной Европе, продавая типично американскую музыку. Есть подозрение, что если бы его новые песни толком выпустили в США, они потерялись бы в потоке похожего материала. Но только в случае, если бы их спел кто-то другой. При всем многообразии музыки белых американских провинциалов, сейчас в США просто нет настолько сильного и самобытного вокалиста. Что совершенно не обязательно является пропуском на американский рынок.

Издатель Telmavar Records www.asafavidanmusic.com


U2 Songs Of Experience

Проблема с U2 примерно та же, что и с «Наутилусом Помпилиусом»: у каждого из нас давно сформировалось собственное представление о том, что такое «звук U2» и куда группа должна двигаться. Если Вячеслав Бутусов в альбоме «Гудбай, Америка!» попытался максимально отстраниться от всем знакомого звучания, то U2, напротив, записали альбом на основе мелодических и аранжировочных ходов, сделавших их в 1990-е — 2000-е главной стадионной группой мира. И у каждого слушателя, проведшего с U2 примерно те же 35 лет с небольшим, что и с «Нау», есть на этот счет свое мнение. Фигуры такого масштаба всегда словно что-то должны слушателю. Каждый знает, как играть в футбол, как снимать кино и как продюсировать U2. Отсюда — крайне предвзятое отношение к альбому «Songs Of Experience». Поэтому альбом — номер один в Billboard, а вот в Англии добрался только до пятого места в чарте — и то ненадолго. Для кого-то в альбоме мало новаторства или, наоборот, много «модного», для кого-то песни слишком предсказуемы. Правда и то, и другое, и третье. Как и то, что среди 17 треков каждый слушатель найдет две-три вещи, выражающие именно его представление о том, что такое «настоящие U2».

Издатель Island Records www.u2.com


Algiers The Underside Of Power

C опозданием, но все же оцененная по достоинству группа из Атланты Algiers наконец-то нацелилась на европейские концертные площадки — и в 2018 году готовится к большому туру с материалом нового альбома. Франклин Джеймс Фишер, стоящий во главе Algiers,— первый претендент на звание «черного Ника Кейва», но в новом альбоме панк-госпел уступил в картине звука пугающему индустриально-электронному напряжению. Второй альбом Algiers «The Underside Of Power» накатывается на слушателя неотвратимой обезоруживающей волной. Физиологичность звука Algiers усилилась, вероятно, с приходом нового саундпродюсера — Эдриана Атли из Portishead. Но и постпанковские корни Algiers никуда не делись. Особое удовольствие — ловить в лавине звука отголоски, например, Sex Pistols или же Моррисси, бессмертной иконы постпанка и «новой волны». Теперь, когда звук Algiers окончательно совпал с потребностями больших концертных площадок, еще больше хочется увидеть и услышать их в наших краях «живьем».

Издатель Matador algierstheband.com


Трио Дмитрия Илугдина Reflection

Имя Дмитрия Илугдина стало известно любителям джаза в первую очередь благодаря его сотрудничеству с «Арсеналом» Алексея Козлова, которое продлилось десять лет. В легендарном составе ему приходилось играть и стандарты, и авторский джаз, и прог-рок, и вообще много самой разной музыки. Первый альбом трио Дмитрия Илугдина вышел в 2011 году. В нынешнем десятилетии музыканты много пишут для себя и много сотрудничают с артистами, исповедующими самые разные жанры. О месте Дмитрия Илугдина в ряду инструменталистов-виртуозов говорит тот факт, что ему досталась одна из главных ролей в международном проекте RTFACT, где вместе с ним играли мировые звезды прог-рока. Новый альбом трио — взрослый акустический джаз (рояль — контрабас — барабаны), обладающий свойствами хорошего успокоительного. Это семь длинных авторских треков, которые, по словам Дмитрия Илугдина, сделаны в традиции европейского джаза, в первую очередь — немецкого лейбла ECM. Слоган ECM «Самая красивая музыка после тишины» вполне применим и к творческому методу Илугдина.

Издатель ArtBeat Music www.facebook.com/dmitryilugdin


N.E.R.D. No One Ever Really Dies

Раньше N.E.R.D. называли для простоты «рок-группой Фаррелла Уильямса». В этих записях действительно всегда были слышны гитары. За семь лет, прошедшие после предыдущего альбома N.E.R.D., Фаррелл Уильямс из очень влиятельного продюсера превратился едва ли не в главного поп-продюсера планеты, в человека с рукой Мидаса. Он написал как минимум две песни на века и раздвинул жанровые границы своего искусства максимально широко. В новом альбоме звучат голоса ведущих представителей поп-рынка и хип-хопа: здесь Рианна, Кендрик Ламар, Future, Андре 3000, Гуччи Мейн, Мэри Джей Блайдж и Эйсеп Роки. В финальном треке появляется Эд Ширан. Смак N.E.R.D. был в том, что долгое время этот проект звучал как группа. Теперь это все же сложносконструированный поп-проект, примерно как сольный альбом Фаррелла 2014 года «Girl». Гитар совсем мало, но главным достоинством N.E.R.D. остается разнообразие материала и присутствие композиторского интеллекта в каждом бите и в каждой ноте. В поп-мейнстриме это не то чтобы часто встречается.

Издатель Sony Music nooneeverreallydies.com


Дэмиан Марли Stony Hill

Вступление к четвертому альбому младшего сына Боба Марли совсем не настраивает на расслабленный тропический лад, скорее обещает серьезный разговор о судьбах нашего мира и его самых незащищенных обитателей. Беззаботным настроение песен и вправду не назовешь. Но ритм, который у «Младшего Гонга» записан в ДНК, заставляет качаться и пританцовывать даже во время песен с самым серьезным содержанием. За 12 лет, прошедшие после его лучшего альбома «Welcome To Jamrock», Дэмиан Марли записал прекрасную дуэтную пластинку с рэпером Нэсом и влился в супергруппу-однодневку Superheavy, во главе которой стоял Мик Джаггер. Больше ничего примечательного не происходило — судя по всему, музыкант копил впечатления. И вот теперь они все — в этих строчках рассерженного растамана, который крайне недоволен сегодняшним мироустройством. Чтобы хоть как-то с ним примириться, прошедшим летом он выкупил контрольный пакет акций High Times, самого известного журнала о культуре выращивания и потребления каннабиса.

Издатель Republic Records www.damianmarleymusic.com


Вся лента