Эксперты заявили об инертности на рынке российских СМИ

В большинстве регионов России медиасфера инертна и почти не реагирует на изменения, происходящие на рынке массовой информации. К такому выводу пришли авторы исследования «Индекс развития медиасферы-2017», представленный сегодня фондом «Медиастандарт» и исследовательской группой ЦИРКОН на площадке Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина.

Авторы доклада оценили состояние СМИ во всех 85 регионах России по 50 критериям, разбитым на пять групп: «Состояние среды для работы средств массовой информации», «Состояние и активность основных стейкхолдеров», «Состояние аудитории», «Состояние самих СМИ» и «Состояние медиаконтента». Индикаторы рассчитывались на основе публичной региональной и федеральной статистики, негосударственной статистики (например, от рейтинговых агентств), экспертных оценок, а также социологического опроса, проведенного во всех регионах России.

Все регионы были разделены на четыре класса. В класс А попали 13 «наиболее развитых» региона: (в порядке рейтинга) Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Московская, Новосибирская области, Приморский край, ХМАО-Югра, Челябинская область, Красноярский край, Татарстан, Самарская, Томская и Нижегородская области. Рейтинг B присвоен 28 регионам со «средним уровнем» развития института массовой информации. Рейтинг C — 31 регионам с «недостаточным уровнем», а «рейтинг D» — 13 с «наименьшим» (последние строчки заняли республики Ингушетия, Тыва и Калмыкия).

По словам директора «Медиастандарта» Дмитрия Казьмина, разрыв между наиболее и наименее слабыми регионами не сокращается, а, напротив, расширяется. Последние не используют эффект низкой базы: ни один регион из класса D не показал за эти три года устойчивого роста. Нет региона, который за три года смог бы совершить резкий скачок в развитии — сразу на две ступени вверх.

Ключевым фактором, влияющим на медиасферу в российских регионах, остается финансирование из региональных бюджетов, отмечают авторы исследования. «За три года эти расходы сократились меньше, чем рекламный рынок. Так, на 2017 год регионы запланировали потратить на прямое и косвенное финансирование средств массовой информации 40,4 млрд руб. что лишь на 8% ниже аналогичных трат в 2016 году. Поддержка по-прежнему сопоставима со всем региональным рынком рекламы»,— отмечают исследователи.

Вся лента