Время остановило кассы

Что стало причиной сбоя в работе ритейлеров

Предновогодний шопинг в среду не удался: из-за технического сбоя во многих магазинах по всей России в течение нескольких часов не работало кассовое оборудование — проблемы возникли в сетях «Магнит», «Магнолия», «Эльдорадо» и DNS, аптеках «Ригла», а также на АЗС ЛУКОЙЛ, «Газпромнефть» и «Роснефть». Получить кассовый чек при покупке любого товара было невозможно.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Ритейлеры старались выходить из положения без ущерба для своих клиентов, рассказали «Коммерсантъ FM» покупатели, которые столкнулись с трудностями при оплате товаров и услуг.

Игорь Погорелов, Краснодар: «Случайно оказался в «Магните». Кассы стояли. Сотрудники очень вежливо, культурно объясняли, что сейчас не могут это пробить. Хотя товар продовольственный чуть-чуть с задержкой, но отпускали, записывали, пересчитывали. Тетрадки с какими-то приборами электронными стояли. Многие позиции просто не отпускались из-за акцизов, определенного штрих-кода».

Дарья Костина, Сочи: «Ситуация в Красной Поляне для лыжников и сноубордистов выглядела довольно оптимистично. Те кассы, где покупаются билеты для катания на горе, не работают, поэтому тысячи лыжников и сноубордистов катаются абсолютно бесплатно. Администрация старается не педалировать, что произошел какой-то сбой. Они говорят, что в среду просто бесплатное катание».

Позже стало известно, что произошел сбой в работе программного обеспечения фискальных регистраторов нескольких производителей. Самый крупный из них — компания «Штрих-М», на долю которой приходится четверть рынка такого оборудования.

Для ритейлеров этот инцидент тоже обернулся неприятностями — как подсчитали в АКИТ, они потеряли около 2,5 млрд рублей. Только в сети DNS, например, сбой на несколько часов парализовал работу почти 1,5 тыс. магазинов, сообщил ее совладелец Дмитрий Алексеев. Он не исключил, что будет обращаться в суд:

«У нас этой моделью фискального регистратора оснащена вся сеть, это стандартное оборудование, у нас которое применяется. Поэтому, конечно, нас это затронуло, но, наверное, масштаб проблемы для нас нивелировали два обстоятельства: у нас сеть все-таки по всей стране, и солнце встает тут на востоке, поэтому мы проблему почувствовали сразу; программисты в самое кратчайшее время придумали алгоритм решения этой проблемы, ее локализовали. Сейчас мы ведем подсчет убытков. Но раз все-таки были покупатели, которых мы не смогли обслужить, было подорвано доверие покупателей, а для нас это практически бесценно, если уж так говорить. Мы в ближайшее время со своими юристами проведем анализ этой ситуации, сформулируем свои претензии к компании «Штрих-М», поймем дальнейшие действия свои. Вероятности судебного иска я не исключаю».

В Ассоциации компаний интернет-торговли, тем не менее, призывают не драматизировать ситуацию: м денежные потери ритейлеров не слишком велики, и для покупателей отсутствие кассового чека — несущественная проблема, пояснил «Коммерсантъ FM» глава организации Алексей Федоров:

«Это не оборудование, а программное обеспечение. Оборудование само прекрасно работает. Несколько операторов фискальных данных — в первую очередь, «Штрих-М» — залили неправильный софт. И с этим софтом текущее кассовое оборудование оказалось несовместимым, возник небольшой программный сбой. Это обычное дело для любого программного обеспечения. Временно покупателям дают бланки строгой отчетности. Но они, конечно же, могут вернуться и попросить теперь кассовый чек, если им это необходимо. Хотя по этому бланку они могут совершить все стандартные операции. Более того, по закону о защите прав потребителей покупателю давно уже не нужен кассовый чек как доказательство того, что он сделал покупку. Достаточно его слов и слов двух свидетелей».

В компании «Штрих-М» сообщили, что массовый сбой онлайн-касс в России произошел из-за ошибки программистов — ночью они неправильно конвертировали время из одного формата в другой. Программный код якобы уже исправлен.

Налоговой службе пришлось разъяснить, как компании должны работать в условиях сбоя — им разрешили не проводить расчеты с помощью касс, но обязали оформлять специальный бланк отчетности. А Роспотребнадзор рекомендовал покупателям фиксировать процесс покупки товаров на фото и видео.

Но это не значит, что ритейлеры могли обслуживать покупателей мимо касс, пояснил гендиректор юридической компании Urvista Алексей Петропольский. По его словам, продавцы и раньше сталкивались с подобными сбоями, но к ситуации в среду оказались не готовы:

«Для работы кассового оборудования это постоянная проблема. День-два кассы не работают из-за какого-то обновления, должен приехать специалист, что-то подкрутить, и чеки не выбиваются, людям выдается бланк строгой отчетности, на заполнение которого уходит порядка трех-четырех минут. Налоговая служба расшифровала рекомендацию: не мимо кассы, а именно с выдачей бланков строгой отчетности. Но к этому, увы, не все были готовы».

С июля ритейлеры были вынуждены перейти на новую контрольно-кассовую технику. Аппараты должны передавать информацию о расчетах в Федеральную налоговую службу в режиме онлайн. На кассы пришлось установить специальные фискальные регистраторы.

Масштабный сбой — это следствие поспешной реформы, уверен гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков:

«Количество операторов этой системы было недостаточно, чтобы между ними была хоть какая-то конкуренция как с точки зрения качества и сервиса обслуживания, так и с точки зрения надежности, стабильности технологий. Технологии были использованы весьма дешевые, себестоимость этого оборудования на порядок ниже, чем стоимость, за которую приходилось эту систему покупать».

В компании Group-IB, которая занимается расследованием киберпреступлений, исключили версию о взломе оборудования.

Юлия Кошкина, Алла Пугачева

Вся лента