Сервантесу приложили руку

«Дон Кихот» в Театре имени Якобсона

За пару недель до наступления 2018-го, объявленного годом Мариуса Петипа, Театр балета имени Леонида Якобсона показал на сцене Александринского театра премьеру «Дон Кихота», одного из столпов академического балетного репертуара. Рассказывает Ольга Федорченко.

Фото: М. Логвинова / Театр балета имени Леонида Якобсона

Андриан Фадеев, художественный руководитель театра, не скрывает стремления насытить репертуар традиционной классикой в самом добротном исполнении: годичной давности премьера «Спящей красавицы» тому подтверждение. Приходится, впрочем, учитывать «полевые условия» (компактность труппы и отсутствие постоянной сценической площадки), не теряя при этом драйва первоисточника и завлекая зрителей приманками покруче, чем финальный фонтан в «Спящей» или живые конь и осел в «Дон Кихоте». Такой приманкой в последних двух постановках театра стало участие Йохана Кобборга в качестве балетмейстера.

С 1869 года, когда Петипа впервые представил в Москве своего «Дон Кихота», число действующих и танцующих лиц увеличивается от постановки к постановке. Внес свой вклад в улучшение демографии балета и господин Кобборг: он вывел на сцену Мигеля де Сервантеса, который в Прологе мучается творческим кризисом. Балетный Сервантес (Артем Пыхачов), браво размахивающий, в отличие от однорукого прототипа, обеими дланями, находит среди барселонской молодежи героев будущего романа и с упоением погружается в писательство.

Сам сюжет не претерпел сколько-нибудь значительных изменений, а перестановка сцен (поменялись местами цыганский табор и кабачок) только приблизила балет к сценарию Петипа. Зато «Дон Кихот» Кобборга щедр на семейные ценности: в финале готовность к построению ячейки общества помимо Китри и Базиля изъявляют Уличная танцовщица и Эспада, Санчо Панса и хорошенькая официантка. А традиционно выбрасываемый за кулисы незадачливый Гамаш обнаруживает склонность к религии и выражает готовность принять сан.

Массовые характерные танцы демонстрируют усвоенные размашистость и разудалость, которые выдаются за страстность «испанской» манеры. Балетмейстер окончательно вычистил хореографическое «декадентство» редакции Александра Горского, сохраняющееся в Мариинском театре в виде асимметричных построений классического кордебалета в сцене сна: дриады теперь порхают ровными рядами. Проблема отсутствия в труппе достаточного числа классических солисток, которые необходимы «Дон Кихоту» (две цветочницы, Уличная танцовщица, Повелительница дриад, Амур, вставная вариация в Pas de deux), решена кардинально: имеющиеся артистки совмещают по несколько партий. Уличная танцовщица (Светлана Свинко) выходит и Повелительницей дриад; двойка цветочниц (Анна Скворцова и Нана Кураути) вдвоем же танцует вариацию в Pas de deux; безымянная барышня, подрабатывающая официанткой то у Лоренцо, то в таверне во втором акте, оказывается Амуром (Ольга Михайлова). Знаменитый танец Мерседес в таверне на столе сообразили на троих — частично узнаваемые фрагменты хореографии Нины Анисимовой «доложили» Санта Качанова, Ангелина Григорьева и Дарья Токарева.

Как автор хореографической версии господин Кобборг изрядно проапгрейдил первоисточник, пересочинив практически каждый номер и добавив с пяток новых вариаций и танцев. Активно заплясали Санчо Панса и Гамаш — каждый получил по паре заковыристых соло, а Гамаш дважды скрутил «женские» фуэте общим числом 18 штук. Эспада помимо двух сольных фрагментов разжился еще двумя танцами. В «Таверне» (на добавленную музыку «Танца тореадоров» из первого акта) он устраивает заварушку между тореро и горожанами и пытается соблазнить Китри; в заключительном акте, на свадьбе главных героев, исполняет «помолвочный» дуэт с Уличной танцовщицей. Танцы, может, и не самые занимательные, но драматургически оправданные, проясняющие непростой характер героя и дальнейшую судьбу. Андрей Гудыма в этой партии яростно демонстрирует темперамент, но вот за что ему следовало бы вызвать балетмейстера на дуэль — так это за купирование финальной диагонали эффектнейших ранверсе с плащом и заменой ее большими пируэтами.

Добавлено несколько новых танцев для Китри и Базиля — выходная вариация главного героя, дуэт в таборе на музыку знаменитого «Цыганского танца», в финале которого на самых драматических аккордах папаша Лоренцо настигает блудную дочь и принуждает ее к браку с Гамашем. Две пары солистов гармонично вписались в новую редакцию «Дон Кихота». Утонченная Алла Бочарова в паре с Андреем Сорокиным не поражала эмоциональной открытостью, но преемственность академических традиций при очень чистом исполнении продемонстрировала. Второй премьерный спектакль обнаружил новое дарование в лице Софии Матюшенской, которая, ничуть не смущаясь нестоличной выучкой, очень задиристо станцевала сложнейшую партию при поддержке легконогого и задорного Ким Кимина.

Что до задавленного рефлексией Дон Кихота в исполнении Сергея Давыдова, то он, нелепый герой-мечтатель, стремящийся изменить мир, испытывает прямо-таки физическую боль, когда осознает, что он со своими идеалами в общем-то никому и не нужен. Даже ветряным мельницам: наверное, это единственный «Дон Кихот», в котором главного героя лишили удовольствия поболтаться на мельничных крыльях.

Вся лента