«Речь идет о каких-то единичных случаях»

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой — о признании иноагентами физических лиц

СМИ-иностранными агентами могут признать физических лиц. Группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму соответствующие поправки. Согласно документу, если человек публикует материалы, предназначенные для широкой публики, и получает финансирование из зарубежных источников, он подпадает под действие закона о СМИ-иноагентах. Такие организации обязаны маркировать свою информационную продукцию и предоставлять финансовую отчетность в Минюст. Это требование стало ответом на признание иноагентом телеканала RT в США. Подробнее о законопроекте в беседе с ведущим «Коммерсантъ FM» Маратом Кашиным рассказал вице-спикер Госдумы Петр Толстой.

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

— О каких физических лицах идет речь? Это блогеры или владельцы СМИ — или и те, и другие?

Законопроект сейчас размещен для обсуждения, в течение месяца оно будет идти, и, соответственно, в течение месяца мы будем принимать предложения по поводу того, как его совершенствовать. Что касается нормы — мы знаем, что есть владельцы СМИ — физические лица, и есть блогеры, которые приравнены к СМИ и могут получать финансирование из-за рубежа. Эту норму законопроект тоже освещает.

— Разве сейчас блогеры не выведены из-под этого закона? Ведь были поправки, отменяющие приравнивание блогеров к СМИ, и летом они уже перестали быть средствами массовой информации?

— В любом случае, прежде всего, речь идет о тех средствах массовой информации, которые, не образуя юридического лица на территории России или где-то еще, ссылаются на то, что они принадлежат физическим лицам. Вот, собственно, этот пробел эта норма и призвана устранить, она сделана не для того, чтобы каким-то образом ущемить права блогеров. Можно вспомнить и тему иноагентов, возникшую как ответ на американские меры. В отличие от американских законов, в наших нормах не содержится никакого ущемления свободы слова, мы не влияем на контент, на то, о чем пишут эти СМИ. Мы просто говорим о том, что надо быть честными, если вы финансируетесь из-за рубежа, выступаете в качестве интересанта другого государства, надо это указывать.

— Предположим, что есть популярный блогер, у него больше 3 тыс. подписчиков и политические публикации, может ли он попасть под действие этого закона? И если да, то каким образом государство будет устанавливать иностранный источник финансирования физлица? Будут проверяться счета, доходы этого человека?

— Я думаю, если у государства будут данные о том, что данное физическое лицо осуществляет свои публикации на деньги иностранного государства, то, конечно, тогда к нему такая норма может быть применена. Но я вас уверяю, что речь идет даже не о десятках случаев, а о каких-то единичных вещах, потому что такая информация бывает доступна только через спецслужбы или как-то еще. Потому что способов доказать иностранное финансирование абстрактного блогера, которого вы привели в пример, у государства практически нет. Оно должно сначала иметь веские основания, а потом уже приступать к этой процедуре. Поэтому я уверен, что в данном случае речь идет скорее о каких-то исключительных вещах, чем о каком-то общем правиле, которое затронет чьи-то интересы.

— Я говорю об абстрактных блогерах, а вы, судя по всему, имеете в виду кого-то конкретно, раз вы говорите о единичных случаях.

— Я думаю, что у нас есть физические лица, которые владеют средствами массовой информации, имеющими аудиторию гораздо более обширную, чем 3 тыс. человек, и которые финансируются зарубежными фондами и так далее.

— Вы Алексея Навального имеете в виду?

— У меня нет данных, что Алексей Навальный финансируется из-за рубежа, и если такие данные есть у вас, мне это было бы интересно. Но, насколько я понимаю, у него совсем другая позиция. И вообще, это законопроект, который дает некие рамочные нормы, а непосредственно их наполнение — это уже дело исполнительной власти, поэтому, скорее, вопросы по реализации этих норм будут освещаться перед третьим чтением, когда правительство предоставит нам подзаконные акты. Поэтому сейчас о таких деталях, наверное, рано говорить. Пока идет обсуждение.

— Какие санкции могут быть применены к таким физическим лицам-иноагентам, их могут заблокировать, они должны маркировать публикации как иноагент?

— У нас по закону они должны будут маркировать публикации и сдавать финансовую отчетность, то есть декларировать получение ими средств напрямую от иностранного государства.

— А если они откажутся, то их заблокируют?

— Блокировать средства массовой информации у нас можно только по решению суда, поэтому в данном случае должно быть решение суда на этот счет.

Вся лента