Россия стала «ревизионистом»

Как изменилась стратегия нацбезопасности США

Американские власти нашли новое определение для России: в новой стратегии национальной безопасности США ее назвали «государством-ревизионистом» за упорные попытки изменить мировой статус-кво. То же самое говорится и о Китае, пишет Reuters. Агентство опубликовало отдельные выдержки из документа, который Дональд Трамп официально представит вечером в понедельник.

Фото: Mike Theiler, Reuters

Предыдущая доктрина — администрации Барака Обамы — была чуть мягче. Там и Москва, и Пекин рассматривались как потенциально лояльные партнеры. Но такой подход администрация Трампа признала несостоятельным. И это, в общем, логично, считает директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов: «Отношение США меняется. Россия была недовольна тем, что ею пренебрегают, что ее не уважают, и много сделала за прошедшие годы, чтобы о себе заявить, чтобы заставить США с собой считаться. Американская военная мощь теперь поворачивается против нас, они наконец-то поняли, что это не шуточки, что Россия всерьез хочет отстаивать свои интересы, в том числе и силовым путем. И они на это реагируют, они будут противопоставлять нашей силе свою силу, и там, где мы совершаем какие-то шаги, они будут совершать шаги против нас. Будут проводить новый цикл модернизации своих стратегических вооружений, имея в первую очередь прежде всего Россию, чтобы получить над ней военное превосходство».

Впрочем, решение ввести в национальную стратегию безопасности новой термин — «ревизионист» — лишь официально подтверждает на бумаге многочисленные заявления администрации Трампа о растущей российской агрессии. В середине декабря американский президент подписал оборонный бюджет США на следующий год. Из него следует, что более $4,5 млрд Штаты потратят на противодействие этой самой агрессии. Но примечательно, что в новой доктрине Вашингтон определяет для себя сразу двух главных соперников, отметил политолог Павел Святенков: «Обычно считалось, что либо Америка должна сделать акцент на сдерживание Китая — и установить как минимум неплохие отношения с Россией, — либо на сдерживание России — но тогда противоречия с Китаем немножко уходят на второй план. Соответственно, тот факт, что Китай и Россия, вероятно, будут упомянуты в новой доктрине совместно, свидетельствует о том, что администрация США в данном случае оставляет себе свободу рук — кого все-таки избрать в качестве основной мишени противостояния. И именно вокруг этого вопроса, скорее всего, будет главная борьба, потому что американской администрации придется решить, должна ли она бороться с экономическим ростом Китая или сосредоточиться на политическом и военном сдерживании России. Так что тут важен не только тезис о том, что есть страны-ревизионисты, а важен следующий ход — кто главный ревизионист, кто самый главный «плохой парень». От этого и должна будет зависеть наша реакция».

В российском МИД по-прежнему повторяют, что Москва готова к разморозке отношений с Вашингтоном. Сегодня такое заявление сделал замглавы ведомства Сергей Рябков. Он, правда, подчеркнул, что для восстановления отношений потребуется немало времени, а также отсутствие дополнительных препятствий со стороны США.

Алла Пугачева

Вся лента