«Крупные игроки не пришли»

Олег Богданов — о фьючерсах на биткойн

Старт торгов фьючерсами на биткойн не поддержал криптовалюту — ее курс 18 декабря снижается. По данным CoinMarketCap, в понедельник он едва превышал $19 тыс. Чикагская товарная биржа в начале недели предложила инвесторам новый долларовый инструмент — фьючерс на биткойн. В преддверии запуска операций курс криптовалюты достиг нового максимума — $20 тыс. До этого торги аналогичным инструментом стартовали на Чикагской бирже опционов. Почему инвесторы не проявили к нему интереса? Об этом — экономический обозреватель «Коммерсантъ FM» Олег Богданов.

Фото: Елена Горбачева, Коммерсантъ

Большие надежды возлагались на торговлю фьючерсами на Чикагской товарной бирже. Все-таки это основная площадка, там расчеты происходят немного по-другому — в момент экспирации. Чикагская опционная биржа выбрала одну площадку — это биржа Gemini, там проводится специальный аукцион. Очень много вопросов было к этому аукциону, потому что ликвидность совершенно незначительная: объем торгов в $10 млн или $20 млн никого, естественно, не устраивает. На Чикагской опционной бирже были объемы хоть какие-то в понедельник, в момент старта торгов, около $60 млн. Потом они резко упали, в десять с лишним раз — до четырех, потом до двух, — и к концу недели уже практически никто не торговал на Чикагской опционной бирже.

Ждали запуск на товарной бирже. Там немного другая система расчетов: ориентировка идет на несколько биржевых криптовалютных площадок, и игроки надеялись на то, что здесь хоть какое-то оживление появится. В понедельник торговля началась где-то с нуля часов по московскому времени, и мы видим, что результат никакой, объемов нет, никто сделок особо не заключает. К середине дня 656 контрактов заключали по январскому фьючерсу, а февральский, мартовский, июньский вообще не торгуются. Висит продажа приблизительно одинаково, везде по $20 тыс., то есть нет даже процентной разбежки, чтобы выстроить доходность от операции.

Главная причина в том, что трудно проводить арбитражные операции, очень долго переводятся биткойны. Сейчас время транзакций резко выросло — практически максимальное за всю историю. Реальные биткойны переводятся сутки, и вы не понимаете, пришли они или не пришли — кто ответит в случае неудачи? Чем хороши биржи — это регулируемые организации, где вы точно получите деньги, на 100%, поэтому вы можете или купить, или продать.

Активности нет, активность только бывает в том случае, если крупные игроки, институциональные инвесторы начинают этим заниматься. А они не пришли, потому что есть опасения следующего порядка. Вы можете купить биткойны или продать, в любую сторону встать на этом рынке, но структура владения самим биткойном такова, что тысяча человек владеет 40% криптовалюты. И нет никакой гарантии, что какая-то группа этих людей не возьмет и не опустит цену до любого уровня. Они могут его просадить и на 80%, и на 70%, они могут манипулировать спот-рынком, реальной ценой на биткойн, как им захочется.

Ни один крупный банк, который не владеет биткойнами в таком количестве, не устоит, если вы начинаете покупать. Захотелось вот этому владельцу биткойнов к моменту экспирации опустить цену, он ее опускает на 50%, допустим, и вы теряете деньги. Предварительно он, конечно, вам продаст их эти биткойны, и тут же получит сверхприбыль. Причем это гарантированная для него прибыль по выводу денег. Уникальная ситуация. Поэтому связываться с этим никто не хочет. И трудно даже сказать, что при такой структуре биткойна это может заработать.

Вся лента