Амбиции венесуэльских оппозиционеров зарубили на корню

Муниципальные выборы лишили противников властей права на участие в президентской гонке

Президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил, что не допустит до участия в президентских выборах 2018 года партии, которые отказались от участия в муниципальных выборах 10 декабря. Таким образом, три крупнейшие оппозиционные партии могут лишиться права выставить своих кандидатов. Опрошенные “Ъ” эксперты считают, что оппозиция намеренно спровоцировала президента на жесткие меры, однако у противников господина Мадуро все еще есть шанс на то, что глава государства изменит свое решение.

Фото: Fabiola Ferrero, Reuters

«Да здравствует родина, да здравствует мятежная Венесуэла!» — поздравил Николас Мадуро правительственную Единую социалистическую партию с безоговорочной победой на прошедших в воскресенье муниципальных выборах. Венесуэла выбрала 335 новых мэров, подавляющее большинство из которых — сторонники президента. Еще до окончания подсчета голосов глава государства заявил: «Сегодня мы можем сказать официально, что революция победила в 19 штатах (из 23.— “Ъ”), включая Сулию, самый населенный штат страны, в котором мы набрали 57% голосов».

Господин Мадуро не случайно отметил Сулию: 10 декабря в этом штате проходили не только муниципальные, но и региональные выборы — губернатора выбирали второй раз за два месяца. Повторное голосование связано с тем, что избранный в октябре главой региона Хуан Пабло Гуанипа отказался присягать Конституционной ассамблее (учредительному собранию, созванному в 2017 году для разработки новой конституции страны и состоящему исключительно из сторонников Николаса Мадуро).

Оппозиционный губернатор обвинил власти в массовых подтасовках, запугивании избирателей, препятствии работе избиркомов в оппозиционных штатах. Также он призвал бойкотировать как региональные, так и муниципальные выборы, назвав их «государственным переворотом» против демократии и свободы. Муниципальный бойкот поддержали три оппозиционные партии, добровольно отказавшиеся от участия в декабрьских выборах. При этом партии «Справедливость превыше всего», «Демократическое действие» и «Народная воля» — одни из самых многочисленных в венесуэльском парламенте.

Бойкот привел к снижению явки по сравнению с прошлыми муниципальными выборами в 2013 году, считает профессор СПбГУ, профессор РАН Виктор Хейфец: «Явка процентов на десять ниже. И даже по сравнению с октябрьскими выборами, когда выбрали губернаторов, на 3–4% ниже. Конечно, все те, кто не пошел,— это по большому счету сторонники оппозиции. Сокращение явки автоматически увеличило результаты правящей партии». Если в 2013 году социалисты получили мэрские кресла более чем в 240 муниципалитетах, то на сей раз — более чем в 300.

Николас Мадуро отреагировал на объявленный бойкот жесткими мерами: он объявил, что партии, которые не участвовали в муниципальном голосовании, не смогут принять участие и в президентской гонке.

Господин Мадуро подчеркнул, что у Конституционной национальной ассамблеи есть полномочия, с помощью которых можно законодательно оформить такой запрет.

Генеральный директор Латиноамериканского центра имени Уго Чавеса Егор Лидовской считает, что решение президента справедливо: «Для оппозиции в этой ситуации важно не победить на выборах, а любым возможным способом скомпрометировать правительство. Поэтому превращать выборы в цирк не имеет никакого смысла. Люди не хотят участвовать — они не будут участвовать. Это их выбор, это их бойкот. Президент и правительство дали им все возможности для того, чтобы все могли быть избранными. Они эти возможности игнорируют».

Виктор Хейфец утверждает, что оппозиционным партиям не стоит беспокоиться раньше времени — президент вполне может передумать: «Я допускаю, что он в последний момент поменяет решение и не будет выступать против участия кого-то из кандидатов, чтобы добиться раскола оппозиции. Потому что именно эта тактика сработала в октябре на губернаторских выборах. Оппозиция была расколота, часть оппозиции на выборы пошла, часть — нет». По мнению эксперта, подобный шаг стал бы более удачным для Николаса Мадуро, потому что тактика «выдавливания оппозиции из политической жизни чревата последствиями», в то время как допуск до выборов всех кандидатов может, наоборот, сыграть на руку главе государства.

Те представители оппозиции, которые все-таки выставили своих кандидатов на муниципальные выборы, сомневаются в том, что голосование прошло честно: в течение дня венесуэльские СМИ неоднократно писали о нарушениях на избирательных участках. Например, губернатор штата Тачира Лайди Гомес (член оппозиционной коалиции «Круглый стол демократического единства») обвинила владельцев заправок в том, что они ограничили доступ к бензину в день голосования, из-за чего по городу не ходил общественный транспорт. В связи с этим сторонники оппозиции не смогли добраться до участков, в то время как голосующих за социалистов до участков подвозила полиция. Однако Виктор Хейфец уверен, что мелкие нарушения не повод признавать как региональные, так и муниципальные выборы недействительными: «Можно как угодно относиться к Мадуро, но то, что противники властей проиграли региональные выборы, признали даже часть кандидатов от оппозиции, в том числе лица, непосредственно в процессе участвовавшие».

Напомним, очередные выборы президента Венесуэлы должны состояться в 2018 году, и Николас Мадуро настроен провести их «даже если президент США Дональд Трамп приедет сюда в костюме морского пехотинца» и «даже если будет всеобщая забастовка, объявленная оппозицией».

В отношениях между Венесуэлой и США наметилось новое обострение

Президент Венесуэлы Николас Мадуро сменил руководство действующей на территории США компании Citgo, оказавшейся в центре коррупционного скандала. В начале недели венесуэльские власти арестовали по обвинениям в растрате госсредств и отмывании денег шесть топ-менеджеров этой «дочки» нефтяной госкорпорации PDVSA. Вскоре выяснилось, что пятеро из них имеют двойное — венесуэльско-американское — гражданство. Теперь руководить Citgo, деятельность которой имеет стратегическое значение для переживающей тяжелейший кризис венесуэльской экономики, будет проверенный «боец» боливарианской революции — двоюродный брат скончавшегося в 2013 году президента Уго Чавеса.

Читать далее

Екатерина Мареева

Вся лента