«Искусство и реальность очень часто существуют параллельно»

Михаил Швыдкой в интервью «Ъ FM» — о премьере балета «Нуреев»

В субботу в Большом театре состоялась премьера нашумевшего балета «Нуреев». Его показ должен был состояться еще летом 2017-го, однако за три дня он был отменен. Тогда в руководстве театра объяснили это решение неготовностью спектакля. Либретто, режиссура и сценография «Нуреева» принадлежат Кириллу Серебренникову, который сейчас находится под домашним арестом в связи с делом «Седьмой студии». Своими впечатлениями от балета в беседе с «Коммерсантъ FM» поделился специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

— Можно ли назвать спектакль событием года?

— Как мне представляется, это действительно спектакль большого стиля, прежде всего — по хореографии, по режиссуре это спектакль Большого театра. И в этом смысле я думаю, что это для Большого театра событие действительно очень важное. Я считаю, что Юрий Посохов продемонстрировал высочайшее мастерство. Боюсь слова «гениальность», это уж совсем высокая оценка, но это один из самых крупных современных хореографов, которые хорошо понимают, как работать с большим балетом.

Кирилл Серебренников доказал, что владеет большой формой, ведь это спектакль, в котором задействовано очень много артистов. Мне кажется, что для Большого театра это действительно большое и очень важное событие. Понятно, что оно сопряжено с параллельно идущим расследованием в отношении Кирилла Серебренникова и его коллег, что делает, может быть, это событие таким особо драматическим.

Но если абстрагироваться от конкретных предлагаемых обстоятельств, повторю еще раз — это спектакль большого стиля, который достоин исторической сцены Большого театра.

Это спектакль о хореографии, о большом артисте, о гении, безусловно, который прожил трагическую судьбу. И надо сказать, что финал этого спектакля совершенно завораживает, когда Нуреев, уже больной, спускается в оркестр и начинает им дирижировать. Это совершенно удивительная находка режиссера.

Я могу вспомнить свое бывшее ремесло театрального критика и сделать целый ряд замечаний. Например, насчет некоторой прямолинейности текста — речь идет о первом акте, прежде всего, но оставим это в стороне, на долю действительно работающих сегодня театральных критиков. Я еще раз повторю, это спектакль большого стиля для Большого театра, спектакль о большом трагическом актере, хореографе, поставленный высокоталантливыми людьми. И еще одно очень важное обстоятельство — этот спектакль доказывает, что балетная труппа Большого театра находится в идеальном состоянии.

— Не была ли лишней, на ваш взгляд, акция в поддержку Кирилла Серебренникова, в рамках которой постановщики вышли на поклон в футболках с портретом режиссера? Или же, наоборот, вызывает сожаление тот факт, что участие в ней не приняла вся труппа театра?

— Вы знаете, дело в том, что, как показывает опыт, закон и демонстрация такого общественного темперамента не всегда совпадают друг с другом. Я никого никогда не сужу, ни тех людей, которые надели майки, — понятно, что выпускать такой спектакль в отсутствие Кирилла Серебренникова, находящегося под домашним арестом, совсем непростая и травматичная вещь и для артистов, и для режиссера; но и не осуждаю тех, кто этого не сделал, потому что так устроена жизнь — искусство и реальность очень часто существуют параллельно.

Беседовал Алексей Соколов

Вся лента