Прокатчики ждут хороших наценок

«Централ Партнершип» хочет пересмотреть отношения с кинотеатрами

Прокатчики не оставляют попыток пересмотреть условия продажи билетов в кино через интернет. Вслед за Universal Pictures «Централ Партнершип» (ЦПШ) настаивает на получении половины от десятипроцентной онлайн-наценки, которую установил сервис «Рамблер.Касса» Александра Мамута для принадлежащей ему объединенной киносети «Синема Парка» и «Формулы кино». Иначе ЦПШ может не отдать в эту сеть потенциальный новогодний прокатный хит — отечественную спортивную драму «Движение вверх».

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

ЦПШ (входит в «Газпром-медиа») рассылает кинотеатрам новые договоры, из которых следует, что прокатчик хочет получать долю в наценке за онлайн-продажу билетов, рассказали “Ъ” собеседники на кинорынке. В договоре (копия есть у “Ъ”) появилась формулировка «полная стоимость билета» — это розничная стоимость билета, продаваемого в кассе кинотеатра или на его сайте, которая взимается в качестве платы за вход в кинотеатр. Новый договор ЦПШ действует начиная с их последнего релиза «Легенда о Коловрате», но не все успели его подписать, говорит один из источников “Ъ”.

О пересмотре схемы работы с кинотеатрами дистрибуторы задумались после того, как билеты на сеансы «Синема Парка» и «Формулы кино» в интернете подорожали на 10%. Наценку с сентября берет входящий в Rambler & Co оператор «Рамблер.Касса», через который онлайн-билеты в объединенную киносеть продаются эксклюзивно, она действует и при покупке через сторонние агрегаторы и сайты кинотеатров. На киносеть приходится почти 14% кинозалов и пятая часть всех кассовых сборов.

Раньше с аналогичным требованием выступил Universal Pictures International (UPI). В октябре перед премьерой «Сделано в Америке» с Томом Крузом прокатчик разослал кинотеатрам письмо, где указал новые условия расчета платы с учетом онлайн-комиссии. «Синема Парк» и «Формула кино» не пошли на новые условия, и UPI отказала им в прокате «Сделано в Америке», а затем и «Снеговика» с Майклом Фассбендером. Другой крупный прокатчик 20th Century Fox отдал объединенной киносети «Убийство в Восточном экспрессе», но не разрешил ей продавать билеты на него через интернет.

Представитель ЦПШ Юлия Калиновская не стала обсуждать взаимоотношения с партнерами. Представитель «Синема Парка» и «Формулы кино» Александра Артамонова также не комментирует условия коммерческого сотрудничества. «Единственное, что могу сказать: пока действует старый договор, новые условия мы не обсуждаем»,— сказала она, не уточнив, когда он истекает. В Rambler & Co отказались от комментариев.

ЦПШ настроен серьезно, утверждают собеседники “Ъ” на рынке, если объединенная киносеть не подпишет новый договор, прокатчик может отказать ей в показе «Движения вверх». Это крупный релиз студии «Тритэ» Никиты Михалкова, выходящий при поддержке канала «Россия 1» в удачную для кинопремьер дату 28 декабря. Спортивная драма с Владимиром Машковым в главной роли рассказывает о победе баскетбольной сборной СССР над США на Олимпиаде 1972 года. В 2015 году «Тритэ» запрашивала у Фонда кино 234 млн руб. безвозвратной господдержки на этот проект, бюджет на тот момент оценивался в 450 млн руб., а ожидаемые киносборы — в 500 млн руб. Фонд выдавал субсидии картине несколько раз.

Ассоциация владельцев кинотеатров обсуждает ситуацию с новыми условиями дистрибуторов, говорит член ее совета Олег Березин. «Все кинотеатры, у которых комиссия онлайн-сервисов начисляется поверх цены билета, конечно, против»,— говорит он. По его мнению, очевидны сговор крупнейших дистрибуторов и использование их доминирующего положения. «Наше предложение — до 5% наценки, это прилично и нормально. Если больше, то надо обсуждать»,— заключил господин Березин.

Во втором по величине операторе онлайн-бронирования «Киноход», не вводившем наценку, говорят, что число его трансакций и посетителей сайта в последнее время выросло, но сложно сказать, какой процент притока обеспечила комиссия конкурента. «Для кого-то это принципиальный вопрос. От кинотеатров к нам поступают просьбы не продавать их фильмы через партнерские сайты, которые берут наценку»,— отметила исполнительный директор «Кинохода» Кристина Мруць.

Анна Афанасьева, Елизавета Макарова

Вся лента