«В Свердловской области искусственно создан дефицит минерально-сырьевой базы»

Интервью

Александр Ястребков, председатель Союза золотопромышленников Урала

— Каково состояние рынка геологоразведки и добычи драгметаллов в Свердловской области?

— Деньги из федерального бюджета на геологоразведочные работы выделяются в крайне ограниченных суммах. Есть предположения, что новые запасы могут быть найдены на Мурзинском разломе, но этого недостаточно. Сейчас в Свердловской области среднегодовые объемы добычи золота упали примерно до 7 тонн. Это особенно заметно при росте в Челябинской области до 15 тонн. Мы продолжаем пользоваться наследием советской геологоразведки, пока никаких принципиально новых месторождений открыто не было. А продолжать работы по поиску запасов необходимо все время: от момента первого прихода геолога до утверждения запасов может пройти до 20 лет. Из-за сокращения финансирования и противоречий в законодательстве мы перестали заниматься стратегическими направлениями геологоразведки. В нераспределенном фонде Уралнедр находится более 200 лицензий на россыпное золото, однако в Свердловской области искусственно создан дефицит минерально-сырьевой базы.

— В промышленном сообществе неоднократно озвучивали мысль, что работу золотодобытчикам осложняет распоряжение правительства РФ №849-р от 27 мая 2013 года. О каких сложностях идет речь?

— Если внимательно изучить этот документ, то можно обратить внимание, что он не создает никаких преград для углеводородных компаний. В списке есть все, чтобы спокойно вести разведку нефти и газа в лесном массиве: начиная с амбаров и заканчивая магистральными газопроводами. Про золотопромышленников при составлении перечня, к сожалению, забыли. По этой причине компании сталкиваются с противоречиями: им удается получить лицензии на добычу драгметаллов, но они получают отказы в согласовании проектов освоения лесов. Проекты по доразведке минерально-сырьевой базы приостанавливаются на стадии согласования в департаменте лесного хозяйства Свердловской области. Хотя наши компании следуют экологическим правилам, заботятся о том, чтобы следующим поколениям осталась здоровая среда. Золотопромышленники после отработки участков возвращают их в оборот: после добычи полезных ископаемых они не бросают опустошенные участки, а рекультивируют их. Компании, которые занимаются россыпным золотом, оставляют водоемы в таком состоянии, что после добычи снова возобновляют рыболовный промысел. По факту у артелей и рудников положительный баланс по возврату рекультивированных земель.

— Ведутся ли переговоры с региональными ведомствами для решения проблем?

— В департаменте лесного хозяйства Свердловской области понимают наши проблемы, но по факту их решение находится не на региональном, а на федеральном уровне. Ради справедливости хочу отметить, что некоторые вопросы удалось решить совместно с областными властями. Благодаря межведомственной комиссии по снижению административных барьеров в Свердловской области удалось сократить сроки на согласование документов с четырех до двух лет. Мы озвучиваем проблемы, с которым сталкиваемся, на федеральном уровне. Например, на Национальном горнопромышленном форуме в Москве 8 ноября наши вопросы нашли отражение в списке инициатив, которые будут направлены в правительство РФ. Нынешняя редакция законов порождает бюрократию и административные барьеры. Необходимо корректировать перечень объектов в распоряжении правительства №849-р, внести поправки в Лесной и Земельный кодексы, в закон «О недрах».

Интервью взяла Мария Полоус

Вся лента