Недоверие в прошлом

К счастью или к сожалению, для многочисленных пассажиров российских электричек проблемы пригородного железнодорожного комплекса решаются только при непосредственном участии Владимира Путина. Без президентского решения оказалось совершенно невозможным развязать туго затянувшийся узел противоречий и взаимного недоверия между губернаторами и пригородными перевозчиками, федеральными чиновниками из разных ведомств, законодателями из обеих палат парламента и ОАО "Российские железные дороги" (РЖД).

Июльские поручения президента — не допустить сокращения объемов пригородных железнодорожных перевозок и найти источники для финансирования закупок новых электропоездов и дизель-поездов — правительству необходимо выполнить до конца года. В ближайшие годы неизбежно списание огромного числа действующих пока электричек, так что без решения второй, главной задачи первую решить вряд ли удастся. А цены вагоностроительных заводов таковы, что на обновление парка понадобятся гигантские деньги: нужно где-то находить десятки миллиардов рублей ежегодно в продолжение как минимум 12 лет.

Федеральное правительство и Минтранс РФ уже выделяют около 40 млрд руб. в год на поддержку пригородных перевозок, но без участия других ведомств и региональных администраций полностью решить проблему не удастся. Глава железнодорожной монополии Олег Белозеров вскоре после вступления в должность заявил, что теперь при развитии железных дорог безусловный приоритет будет отдан пассажирскому транспорту, и объявил 2016 год "годом пассажира". Возможно, именно опыт работы в Минтрансе РФ, откуда он пришел в ОАО РЖД с поста первого замминистра, позволил ему убедить большинство губернаторов в том, что их субсидии — это не доходы монополии, а расходы на перевозку жителей вверенного им региона.

Учитывая все эти обстоятельства, губернаторам теперь вряд ли стоит надеяться на то, что новая политика "Российских железных дорог" будет находиться в рассогласовании с политикой федеральных властей, как это было долгие годы раньше. А если аналитически взглянуть на роль пригородного транспорта в региональной экономике, то становится очевидно, что выгоды от электричек для местных бюджетов на порядок больше размеров выделяемых регионами субсидий на пригородный транспорт. Не говоря уже о том, что электрички как минимум экологичнее автобусов.

Редактор Business Guide "Пригородные железнодорожные перевозки" Алексей Екимовский

Вся лента