"Без пафосных лозунгов, без поддержки государства мы развиваем внутренний туризм"

Как проехать всю Чукотку за рулем внедорожника, намыть золото под Магаданом и поймать рыбу у берегов Сахалина, не устраиваясь при этом на работу полярником, старателем или рыбаком? Ответ знает Алексей Симакин, руководитель компании "Авторазум", с которым встретился корреспондент Review Валерий Чусов.

Сначала была компания "Наша команда", которую организовали бывшие участники отборов на Camel Trophy. Занималась она тем, что сегодня называют тимбилдингом. Но потом появился "Авторазум", главная специализация которого — автомобильные события

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

REVIEW: С чего начиналась компания "Авторазум"?

АЛЕКСЕЙ СИМАКИН: Все началось с участия в отборах на Camel Trophy. Поэтому вполне логично, что "Авторазум" занимается событиями, которые связаны с автомобилями. А последние десять лет занимаемся только этим.

R: Откуда такое название?

А. С.: Важно, чтобы с первого контакта у людей возникала с нами эмоциональная связь. Когда сегодня нам звонят по телефону, то слышат в трубке: "Здравствуйте, вы подключились к "Авторазуму"". Кстати, имеется в виду не только и не столько "автомобильный разум", сколько разум "автоматический". Некий общий разум, мозговой сервер, к которому можно подключиться. Клиент, как правило, не всегда понимает, чего он хочет на самом деле. Но наш "разум" считывает потаенные, истинные желания и работает с ними, помогая понять, что именно требуется.

R: У вас есть какая-то философия или, если хотите, идеология?

А. С.: Самое главное, мы верим в то, что делаем. А есть еще то, что мы не декларируем, но все равно живем по этому принципу: мы делаем то, что мы любим.

R: Вы любите экспедиции и поэтому вы их организуете?

А. С.: Это одно из направлений нашей деятельности, хотя и самое любимое. Мы организуем тест-драйвы для журналистов, дилеров и клиентов, делаем учебные программы.

R: А тест-драйв разве не экспедиция? Просто по тщательно спланированному маршруту...

А.С. Как говорил Винни-Пух, "экспедиция — это когда люди идут друг за другом". Тест-драйвы мы делаем разные. И короткие: человек за 15 минут проехал по препятствиям, которые мы привезли и установили. И более продолжительные — с продолжительным маршрутом и естественными препятствиями.

К нашему счастью, еще есть автомобильные бренды, которые ассоциируют себя с бездорожьем, когда нужно добраться из точки "А" в точку "Б", невзирая на качество или отсутствие дорог. И вот компании, которые выпускают внедорожники, в рамках рекламной или пиар-стратегии устраивают экспедиции и для этого обращаются в агентства, в том числе к нам.

Пять лет назад мы начали совместно с Land Rover делать экспедиции Discover Russia, "Открывая Россию" для поддержки модели Discovery. О них много писали журналисты, они стали известны. И люди стали интересоваться, нельзя ли организовать такую экспедицию и для них. В прошлом году мы сделали несколько тестовых экспедиций, а в этом году купили шесть Land Rover Discovery и провели четыре ротации.

Мы забрасываем машины в какой-то регион и туда привозим последовательно несколько групп клиентов. Каждая ездит по нашему маршруту пять-шесть дней. Потом машины отправляются в другую точку и там повторяется то же самое. В этом году у нас были Байкал, Сахалин, Камчатка и Алтай. Мы в первый год решили сделать знаковые точки, которые на слуху у путешественников. Хотя перевозить машины на Сахалин и на Камчатку сейчас дело очень затратное. И в итоге экспедиции в этом году для нас оказались убыточными, но мы пошли на это сознательно, чтобы заявить о себе.

R. А как вы выбираете "незнаковые" маршруты?

А. С. Все эти маршруты уже давно в нашей базе. Мы за пять лет провели 22 экспедиции с Land Rover, и у нас уже есть и места, и местные подрядчики, и методы подготовки экспедиций. Сначала просто пробиваем информацию о регионе, находим через знакомых местных и дальше уже выезжаем на место смотреть маршрут. Сейчас не так трудно найти карты со всеми тропинками в интернете, во многих местах кто-то был, писал треки. Мы на Чукотку ездили по трекам. Белая мгла, светло, но ничего не видно, горизонта нет... Едешь буквально по приборам. Точнее, по треку, который кто-то прописал четыре года назад.

R: Не всякий клиент захочет днями смотреть исключительно на "белую мглу"...

А. С.: В наших экспедициях всегда есть какие-то познавательные моменты, касающиеся отрасли, которая ассоциируется с этим краем. Например, в Магадане мы ездили на золотые рудники, наши клиенты мыли золото. На Сахалине выходили в море и вытаскивали рыбу. Музеи. Гастрономия, естественно. Можно сказать, что без пафосных лозунгов, без поддержки государства мы развиваем внутренний туризм.

R: Ваши экспедиции — это дорого?

А. С.: Да, недешево. Примерно 150-160 тыс. руб. на человека за пять-шесть дней. Включено все, кроме билетов и алкоголя. Клиента встречают у самолета, сажают в машину — за руль, если он хочет, или как пассажира. Все остальное дальше — наша забота. Обеспечиваем максимально возможный комфорт: лучшие гостиницы из доступных, самые интересные рестораны с аутентичной национальной региональной кухней. Конечно, в некоторых местах бывают и походные условия, палатки, как это было в Хакасии на монгольской границе, или спальни на пять человек и душ один на всех. Но мы на гостях не экономим.

R: А чего хотят клиенты? Узнать страну, поводить машину, преодолеть препятствия?

А. С.: По-всякому. Бывает, кому-то достаточно просто поехать даже пассажиром и посмотреть в окно. Кто-то ищет новых впечатлений — погрузиться в Байкал, например. Кому-то нравится именно водить Land Rover. Из Владивостока в Горно-Алтайск мы решили проехать через Улан-Батор, и очень многим эта идея понравилась. Прилететь в Улан-Батор просто, но неинтересно. И многие поехали с нами именно потому, что никогда в Монголии не бывали и вряд ли побывали бы.

R: Какие у вас дневные перегоны?

А. С.: Зависит от маршрута. Обычно это день в пути, в ночь стараемся не уходить. Останавливаемся, если есть зачем. Вот между Улан-Удэ и Хабаровском просто незачем останавливаться. Лучше махнуть больше тысячи за день и потом провести день на космодроме Восточный. Иногда делаем обед в пути — в Кабардино-Балкарии устроили обед на высоте 3 тыс. м, нам заранее приготовили шашлык. Вокруг пятитысячники стоят — виды очень красивые. И, конечно, стараемся, чтобы на остановках была возможность хорошо отдохнуть. Но не было времени лениться. Как в пионерлагере: всегда должно быть занятие. В Чарской пустыне (она в тайге, но с настоящими барханами, самая северная пустыня в мире) мы устроили соревнования по автоориентированию. Всем очень понравилось!

R: Вы устраиваете экспедиции только по России?

А. С.: В прошлом году на Volkswagen Amarok маршрут Трансазиатской экспедиции от Астрахани проходил через шесть стран — четыре в Средней Азии, Монголию и Китай. И теперь на базе этого маршрута сделали несколько клиентских экспедиций на Amarok по Киргизии, и сейчас едем в Иран.

R: Часто попадаете в экстремальные ситуации?

А. С.: Все зависит от точки зрения. Для человека, который живет в Якутии, -50?C — это не экстремальная ситуация. Дети ходят в школу, работают общественный транспорт, магазины...

R: Есть ли ограничения для клиентов по состоянию здоровья или опыту?

А. С.: У нас весь маршрут можно проехать пассажиром. В каждой машине есть инструктор, он может вести сам или контролировать действия водителя. Специальных требований нет. Пока не возникало подобных вопросов, хотя при поездках в высокогорье, например, есть некоторые ограничения. Мы стараемся предусмотреть все и исключить возникновение рисков. Профессионализм организаторов в том и заключается, что надо просчитывать ситуацию. Деньги нам платят в том числе за это.

R: Сегодня "Авторазум" — один из лидеров в этом своеобразном бизнесе. В чем секрет такого успеха?

А. С.: Конечно, мы не единственные, кто организует экспедиции и тест-драйвы. Но в нашей нише — дорогостоящий качественный продукт на автомобилях премиум-бренда — больше никто не работает. Лидерами нас трудно назвать, потому что мы практически одни.

R: Давно сотрудничаете с "Автомобилем года"?

А. С.: Мы работаем с "Автомобилем года" второй год: организуем автомобильные конкурсы. В начале этого года — мастер-класс, а теперь — квест. Людям с активной жизненной позицией соревнования всегда интересны, и нас пригласили как специалистов именно в организации таких состязаний.

Вся лента