"Личный путь" Сьюзан Сворц

Афиша

29 ноября в Мраморном дворце Русского музея открывается первая в России персональная выставка современной американской художницы Сьюзан Сворц "Личный путь".

«Полуденные тени», 2006 год

По материалам, предоставленным ГРМ

До открытия в Петербурге выставка прошла в Кобленце (Германия), Будапеште (Венгрия) и Зальцбурге (Австрия). На экспозиции представлено около 100 живописных произведений разных лет из зарубежных музеев, частных коллекций и собрания художника.

В своем творчестве Сьюзан Сворц исследует возможности пейзажного жанра в абстрактной живописи, при этом следуя традициям, заложенным выдающимися немецкими художниками Каспаром Давидом Фридрихом и Герхардом Рихтером, а также группами американских художников-романтиков середины — второй половины XIX века "Школа реки Гудзон" и "Школа Скалистых гор".

Студии, где работает Сьюзан Сворц, находятся в близости к природе. Зимняя студия в штате Юта расположена в горнолыжном районе, недалеко от города Парк-Сити, на высоте более 2000 метров над уровнем моря. Помещение устроено вокруг большого дерева, которое служит своего рода осью, центром жизни. В летней студии на острове Мартас-Виньярд в штате Массачусетс открывается вид на горы и воду. Постоянные наблюдения за природой выливаются в живые образы на картинах художницы.

Творчество Сворц раскрывается в процессе созерцания, обращаясь к эмоции, чувству, интуиции. Это чистая абстракция, хотя основные структуры, видимые на холсте, — деревья, цветы, растения, вода, трава, рис, времена года, игра света — и могут считаться элементами природы, однако они выводятся из реальности, становясь неотъемлемыми составляющими изображения. Сворц отходит от общепринятой идеи, что искусство является лишь имитацией окружающей действительности. Наоборот, картина закодирована и не требует узнать изображенное, а призывает к спокойному размышлению и созерцанию. Названия картин Сворц — лишь точка опоры для зрителя.

Эти картины ведут нас в эмоциональный мир художника, проявляющийся в первую очередь в тех образах, которые непосредственно ассоциируются с природой. В творчестве Сворц противопоставление природы искусству исчезает: природа и художник больше не отторгают друг друга, а сливаются в хрупкой и труднодостижимой гармонии.

Сьюзан Сворц продолжает историческую традицию американской пейзажной живописи XIX века — "Школы реки Гудзон" и "Школы Скалистых гор",— а также немецкой Дюссельдорфской художественной школы. Известными представителями этих направлений являются Альберт Бирштадт, Томас Моран, Фредерик Эдвин Черч. Они создавали крупноформатные изображения величественных пейзажей Северной Америки с ее многочисленными впечатляющими природными памятниками.

Восхищается художница и романтическими горными пейзажами Каспара Давида Фридриха, и гиперреалистическими картинами природы Герхарда Рихтера. Это чувствуется в тех ее работах, где пейзаж прочитывается, не будучи при этом реальным изображением местности: все возвышенно и живописно преувеличено.

В своих новых сериях картин Сьюзан Сворц сделала еще один важный шаг на личном пути достижения красоты в живописи. На ее творческие амбиции по-прежнему влияют тесная связь с природой и восприятие окружающего мира через пейзаж.

Помимо живописи, Сьюзан Сворц широко известна своей общественной деятельностью. Последние 15 лет художница занимается финансированием документального кино (создав совместно с Джеймсом Сворцем компанию Impact Partners), является одним из активных участников проходящего в Парк-Сити ежегодного фестиваля независимого кино Sundance и многих других филантропических проектов. Она была официальным художником на Зимней олимпиаде в Солт-Лейк-Сити в 2002 году.

Выставка продлится до 28 января 2018 года.

Вся лента