Свет в глубине

Екатерина Зиборова об итальянских корнях Panerai

Часы Panerai проделали путь от военного секрета итальянского флота до одного из самых желанных наручных механизмов современности. Сегодня это крупный международный бренд, часть люксовой империи группы Richemont, представленный на всех континентах далеко за пределами родной Флоренции. Компания была основана Джованни Панераи в 1860 году, но решающим этапом в истории часовой марки стало изготовление высокоточных измерительных приборов для военно-морского флота в начале XX века.

В 1916 году сын основателя мастерской Гвидо Панераи разрабатывает люминесцентный порошок Radiomir на основе радия и получает на него патент. Он делает индикаторы на циферблате часов, которые Panerai производит для итальянского флота, видимыми ночью и глубоко под водой. Это изобретение оказалось очень востребованным, и в 1940 году компания создает для ВМС Италии улучшенную версию на основе прототипа. Часы Radiomir 1940 обладали характерными чертами дизайна, впоследствии прославившего марку: внушительный размер корпуса 47 мм, светящиеся часовые метки, крупные цифры, водонепроницаемость, усиленные крепления ремешка.

В годы Второй мировой войны часы использовали итальянские подводные группы специального назначения. В условиях ночного подводного боя вопрос точности и видимости показателей часового механизма был вопросом выживания, а метки на приборах Panerai, покрытые радием, светились так ярко, что аквалангистам приходилось маскировать циферблат. Итальянский флот хранил секрет разработки Radiomir как военную тайну.

Обновленный исторический бутик Panerai во Флоренции, реконструкцию которого вела дизайнер Патрисия Уркиола

Фото: предоставлено Panerai

К концу 1940-х годов в компании был разработан новый светящийся состав покрытия часовых меток — на основе трития (изотоп водорода). Новые часы получают название Luminor, и это вторая знаменитая модель Panerai. В 1956 году компания патентует защитное устройство заводной головки, которое впоследствии становится еще одной характерной деталью стиля Panerai. В 1972 году компания теряет статус семейной и получает новое название Officine Panerai, а в 1993-м представляет первую коллекцию часов, доступную для широкой публики. Дизайн этих новых моделей напоминал знаменитые первые часы, созданные для итальянского флота. С приобретением марки Richemont Group в 1996 году началась коммерческая экспансия бренда сперва в родной Италии, а затем и за ее пределами. Например, Panerai можно было увидеть на запястье Сильвестра Сталлоне в фильме "Дневной свет". Сегодня мануфактура Officine Panerai располагается в швейцарском городке Невшатель, имеет в своем портфолио несколько собственных калибров, но всегда остается верной первоначальному дизайну военных наручных часов, придуманному в флорентийской мастерской.

В 2014 году Officine Panerai обновила исторический бутик марки во Флоренции, призвав к сотрудничеству известного итальянского дизайнера Патрисию Уркиолу. Это один из двух магазинов марки во Флоренции и пяти в Италии: точки продаж есть в Венеции, Портофино и Милане. Площадь помещения на площади Сан-Джованни увеличилась с 58 до 285 кв. м. В оформлении бутика использованы детали из орехового дерева, а пол покрыт мрамором "стриато олимпико". Латунь, характерный материал для морских судов и для всех остальных 64 бутиков Panerai в мире, в этом магазине искусственно состарена, напоминая об историческом наследии марки. Помимо собственно магазина в бутике размещается отдел Bottega d'arte e archivio storico, в котором открываются экспозиции, посвященные истории бренда, и работает часовая мастерская.

Основатель часовой марки Panerai Джованни Панераи

Фото: предоставлено Panerai

Два года назад бренд выпустил лимитированную серию часов Radiomir Firenze 3 Days Acciaio, все 99 экземпляров которой были представлены эксклюзивно во флорентийском бутике. Стальной корпус диаметром 47 мм покрыт гравировкой, выполненной вручную итальянскими мастерами. Геометрические и флористические мотивы, среди которых особенно выделяется лилия — символ тосканской столицы с XI века, вдохновлены мраморными фасадами флорентийских церквей. Техника трудоемкая и ответственная, так как наносится уже на полностью готовый корпус. Вначале рисунок переносится на сталь с помощью мела и порошка магнезии, а затем прорабатывается гравировальным инструментом. На черном циферблате с сатинированной отделкой выгравирована надпись Firenze. Благодаря системе наложения двух дисков циферблата друг на друга, нижнего с люминесцентным покрытием и верхнего с прорезями для цифр и индексов, часовые метки, как и сто лет назад, отлично видны в темноте. Внутри часов работает собственный калибр P.3000, полностью собранный на мануфактуре Panerai в Невшателе. Механизм совершает 21,6 тыс. полуколебаний в час и оснащен устройством быстрой корректировки времени, с помощью которого часовую стрелку легко перевести на час вперед или назад, не изменяя при этом движение минутной. Ремешок из коричневой кожи с тиснением в виде флорентийской лилии, в отличие от швейцарского механизма, по-прежнему изготовлен в Италии.

Вся лента