Завод поставили на крыло

В Казани возобновили выпуск Ту-160

Казанский авиационный завод возобновил производство легендарных бомбардировщиков Ту-160, известных под названием «Белый лебедь». Вчера предприятие впервые за последние десятилетия отправило на испытания новую машину. Ожидается, что в 2023 году авиазавод начнет их серийный выпуск. Эксперты считают, что заводу стабильный заказ обеспечен: сейчас оборонно-промышленный комплекс является одной из ключевых статей федерального бюджета.

Фото: prav.tatarstan.ru, Р.Кадыров

Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев») вчера торжественно выкатил из своего нового ангара, построенного по программе модернизации предприятия, новый бомбардировщик-ракетоносец Ту-160. Об этом событии Владимиру Путину поспешил доложить вице-премьер, председатель коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Дмитрий Рогозин. Он сообщил, что машина передана на летные испытания (ожидается, что она поднимется в воздух в феврале), и назвал произошедшее «началом процесса возобновления производства стратегических бомбардировщиков» в стране. «Ну что ж, отлично»,— отреагировал на новость Владимир Путин.

Ту-160 — сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы, были разработаны в ОКБ Туполева в 1970–1980-е годы. Являются самыми тяжелыми боевыми самолетами в мире, у пилотов получили название «Белый лебедь». Американский новостной портал Business Insider в январе текущего года отнес Ту-160 к самым грозным российским вооружениям (в список вошли разные виды военной техники и оружия, начиная с зенитно-ракетных комплексов и заканчивая вертолетами). Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 способен нести 40 тыс. кг вооружения, причем самолет может быть оснащен разными видами вооружений, в том числе и с ядерной боевой частью.

Ту-160 не выпускались в стране последние десятилетия. Казанский завод лишь обслуживал и ремонтировал имеющиеся в авиапарке армии машины — сейчас на вооружении состоят 16 Ту-160 (данные Business Insider). Вчера на церемонии выкатки машины командующий дальней авиации ВКС России генерал-лейтенант Сергей Кобылаш сообщил, что «в ближайшие годы» старый парк Ту-160 будет заменен модернизированными машинами — Ту-160М.

Переданный на испытание самолет был изготовлен из задела — ранее недостроенного судна, и на нем отрабатывалась технология сборки, новые технологические решения. Как сообщила пресс-служба, самолет оснащен новым радиоэлектронным бортовым оборудованием и авиадвигателями с «улучшенными характеристиками» — НК-32 второй серии, изготовленными на самарском заводе «Кузнецов». По сути это опытный образец, которому, по словам Сергея Кобылаша, предстоит сначала пройти наземные испытания, а летные — в Государственном летно-испытательном центре Минобороны. Ожидается, что машина и дальше будет совершенствоваться — на 2019 год запланирован вылет сделанных с нуля «глубокомодернизированных» Ту-160. Ранее сообщалось, что опытно-конструкторские работы по модернизированному бомбардировщику предполагается завершить в 2021 году. В итоге должна получиться новая версия машины — Ту-160М2 — с новой «начинкой», но со старым обликом планера. Предполагается, что по эффективности Ту-160М2 превзойдет предшественника в 2,5 раза. Серийное производство предполагается начать в 2023 году — ранее сообщалось, что ежегодно в Казани будет производиться по три таких машины.

Президент Татарстана Рустам Минниханов, участвовавший в церемонии, назвал событие «знаменательным». Он выразил надежду, что возрождаемое на казанском заводе производство бомбардировщиков даст республике «серьезные налоговые платежи» и «высокотехнологичные рабочие места». Он пообещал заводу «любое содействие».

С 1990-х годов Казанский авиационный завод, который сейчас отмечает 90-летие, фактически балансировал на грани банкротства, имея лишь единичные заказы на производство Ту-214 специального назначения от летного отряда «Россия» Управления делами президента РФ (самолет-ретранслятор, самолет — пункт управления, самолет — узел связи).

Теперь авиазавод имеет статус центра стратегической авиации» и в модернизацию его мощностей планируется вложить около 40 млрд руб. Как сообщил вчера президент Объединенной авиастроительной корпорации, в структуру которой входит авиазавод, Юрий Слюсарь, уже сейчас на заводе построена новая взлетная полоса, позволяющая испытывать все типы воздушных судов. Из открытых источников известно, что на модернизацию летно-испытательной базы в Казани закладывалось 36 млн руб., а на строительство и техническое оснащение новых цехов — более 893 млн руб. «Завод через 2,5 года, в середине 2020 года, будет представлять совершенно другой индустриальный ландшафт, завод будет делать самые сложные в технологическом смысле самолеты Ту-160 и будет готов перейти на производство самолетов перспективного авиационного комплекса дальней авиации после 2025-2027 года — это, собственно, и является целью этих перевооружений»,— приводит ТАСС слова господина Слюсаря.

Эксперты соглашаются, что возобновление производства Ту-160 дает новый шанс заводу. «Дальнейшее развитие производства будет зависеть от государственного оборонного заказа и от приоритетов развития ВВС России»,— говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов. «Думаю, срыва госзаказа на производство Ту-160 не будет, поскольку сегодня финансирование оборонно-промышленного комплекса является одной из ключевых статей расходов федерального бюджета»,— полагает он.

Ольга Кудрина

Вся лента