Расписание недели

24 — 30 ноября

Фото: Государственный музей В. В. Маяковского

выставка

Третьяков.doc Мультимедиа Арт Музей до 4 февраля

Мультимедиа Арт Музей совместно с Музеем Маяковского отмечает 125-летие со дня рождения и 80-летие со дня расстрела Сергея Третьякова (1892-1937), апостола литературного и театрального авангарда, лефовца, производственника, теоретика "литературы факта" и провозвестника документального театра, соратника Мейерхольда, Эйзенштейна, Маяковского, Брехта, вдохновителя и героя эссе Вальтера Беньямина "Автор как производитель". Реабилитированный в 1956-м, в России он лишь недавно вернулся в поле актуальной культуры и начал восприниматься как абсолютно современный художник. В экспозиции, выстроенной на текстах Третьякова, более сотни книг, журналов, афиш, театральных эскизов, снимков спектаклей, фрагментов фильмов и прочих редкостей из профильных коллекций — от РГАЛИ и Госфильмофонда России до Архива Бертольта Брехта при Берлинской академии художеств. Выставкой "Третьяков.doc" начнется посвященный Третьякову фестиваль, который продлится до февраля 2018 года. В декабре в рамках фестиваля в Мультимедиа Арт Музее, помимо выставки, покажут "Кинематограф Сергея Третьякова", то есть фильмы, снятые по его сценариям: "Элисо" Николая Шенгелая (1928), "Соль Сванетии" Михаила Калатозишвили (1930) и "Хабарда!" Михаила Чиаурели (1931).


Фото: ГМИИ имени А.С. Пушкина

выставка

Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» Павильон «Рабочий и колхозница», ВДНХ 24 ноября 2017 — 25 февраля

Куратором выставки преимущественно "раннего и малоизвестного" Малевича выступает Александра Шатских, один из главных отечественных малевичеведов. Обещают показать всяческие раритеты и неожиданности — например, гелиогравюры из "Юбилейного альбома Московского художественного театра" или флакон одеколона "Северный", сделанный для парфюмерной фирмы Брокара в начале 1910-х годов. Еще обещают большой документальный раздел, в том числе подробный рассказ о семье художника — выставят даже графику его младшего брата Мечислава. Помимо музеев обеих столиц в проекте участвуют художественные музеи Екатеринбурга, Красноярска, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Тулы, а также частные коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Sepherot Foundation, Инге и Филипа ван ден Хурк и другие.


Фото: предоставлено пресс-службой театра

спектакль

Слуга двух господ Школа драматического искусства 24 ноября, 20.00

Актер, режиссер и хореограф Константин Мишин поставил себе и своим актерам цель — вернуть комедию Гольдони в одну из самых мощных театральных традиций мира, в традицию итальянского импровизационного театра комедии дель арте. Обещают, что происходящее на сцене будет неожиданностью не только для зрителей, но и для самих актеров. Импровизационный театр подразумевает очень сложную и развитую актерскую технику, которой русский театр традиционно почти не владеет,— тем интереснее посмотреть, что получилось у Константина Мишина и его команды.


Фото: Карина Житкова/театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

балет

Баланчин / Тейлор / Гарнье / Экман Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко 25-27 ноября, 19.00

Представляя уже вторую программу одноактных балетов, балетный худрук Музтеатра Станиславского Лоран Илер продолжает знакомить москвичей с мировой историей балета. Бесхитростно перечисляя в названии вечера имена известных хореографов ХХ-ХХI столетий, театр скромно умалчивает, что троих из них никогда не ставили в России. Широко известна лишь "Серенада" Чайковского — Баланчина (1934) — в этом неоромантическом балете женская часть труппы будет сдавать экзамен на зрелость. Пола Тейлора, классика американского модерна, представит его балет "Ореол" на музыку Генделя (1962). Жака Гарнье к историческим фигурам не причислить, однако именно он постарался вытащить французский балет на тропинку фольклорной свободы — маленький "Онис" (1979) на музыку Мориса Паше тому подтверждение. Завершит программу кумир дня сегодняшнего: шведа Александра Экмана любят за чувство юмора — его "Тюль" (2012) на музыку Микаэля Карлссона позволит взглянуть на академическую классику без излишнего пиетета.


фильм

Пока мы здесь Кинотеатр «Формула кино Горизонт» 25 ноября, 19.15

Новый фильм Киеси Куросавы из конкурса "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля. Куросава — постоянный участник этой престижной программы и дважды получал награды — за лучшую режиссуру с фильмом "Путешествие к берегу" (2015) и призом жюри за "Токийскую сонату" (2008). На этот раз он представил мистический хоррор об исчезнувшем муже, вернувшемся домой и объявившем жене, что он инопланетянин.


фестиваль

Burning Man Moscow Decompression Место будет объявлено отдельно 25 ноября

Главный мировой фестиваль арт-экстрима Burning Man проходит в Неваде, в США, но после его завершения звезды фестиваля отправляются в турне по разным городам, где проходят своего рода афтерпати фестиваля. В этом году в Москве на таком афтерпати Burning Man будет шесть танцполов и 30 радикальных перформансов, созданных международными командами. Для более серьезных посетителей предусмотрены экскурсии с арт-гидами и возможностью дискуссии на тему современного искусства. В соответствии с принципами Burning Man у вечеринки нет коммерческих спонсоров, а место встречи будет объявлено за сутки до начала на сайте decompression.ru и в соцсетях.


фильм

Замри — умри — воскресни! Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус 25 ноября, 20.30

Фильм, снятый по автобиографической повести дебютантом Виталием Каневским, получил "Золотую камеру" на триумфальном для советского кинематографа Каннском фестивале 1990 года (там же приз за лучшую режиссуру получил Павел Лунгин со своим дебютом "Такси-блюз"). Фильм, в подробной стилистике Алексея Германа рассказывающий о барачном детстве в Сучане, больше похожем на ИТЛ, стал тайной классикой. Здесь дебютировала Динара Друкарова, позже сыгравшая главную женскую роль у Балабанова в "Про уродов и людей". Показ проходит в рамках фестиваля "Blick'17", посвященного творчеству Харуна Фароки: его фильм "Образы тюрьмы", по мысли кураторов составляющий с картиной Каневского своеобразную пару, покажут в тот же вечер в 19.00.


Фото: vk.com/marikraimbrery

концерт

Мари Краймбрери Клуб «Москва» 28 ноября, 20.00

Девушка, о которой год назад мало кто знал даже в интернете, заряжает под презентацию дебютного альбома целый клуб "Москва". У Мари Краймбрери 72 000 подписчиков в инстаграме, имидж дерзкой городской девчонки и контракт с крупным рекорд-лейблом. Красивая история популярности нового типа: не артист обивает пороги продюсерских центров, а продюсеры бьются за его расположение. И делают на него очень большие ставки.


концерт

The Thing Культурный центр «Дом» 28-29 ноября, 20.00

"Если у тебя иссякнет любопытство, твоя музыка умрет!" — такой принцип исповедуют шведский саксофонист Матс Густафссон и его норвежские партнеры по трио The Thing, которое играет на опасном стыке между панк-роком и фри-джазом и постоянно открывает новые горизонты. Трио время от времени сотрудничает с патриархами фри-джаза, а звучит все более по-роковому. Впрочем, оно всегда обманывает ожидания: рассчитываешь на акустический панк — тебе предлагают эксперименты с электроникой, а в следующий раз — программу, которую можно с натяжкой назвать деликатной по звучанию. Но в этот раз едва ли не главный сюрприз не в самом концерте The Thing, который пройдет 28 ноября, а в мероприятии, которое состоится там же днем позже: участники ритм-секции трио выступят соло, а также в дуэтах с членами московского лихого ансамбля "Бром": контрабасист Ингебрихт Хокер Флатен — с саксофонистом Антоном Пономаревым, а барабанщик Пол Нильссен-Лав — с контрабасистом Дмитрием Лапшиным.


Фото: предоставлено пресс-службой музея

выставка

Модернизм без манифеста. Часть 2. Ленинград. Собрание Романа Бабичева Московский музей современного искусства на Петровке 28 ноября 2017 года — 14 января 2018 года

Колоссальная коллекция Романа Бабичева в новом ракурсе: ленинградская школа 1920-1950-х годов, но не только в виде городского пейзажа и литографии. Речь идет об учениках Петрова-Водкина, Филонова, Малевича и Владимира Лебедева — об их внутренней эмиграции и других тактиках выживания после 1932 года и соцреалистической зачистки художественной местности.


фильм

Поцелуй меня, глупенький Кинотеатр «Пионер» 28 ноября, 21.30

Фильм с Дином Мартином в главной роли, который играет как бы самого себя, закрывает мини-ретроспективу Билли Уайлдера, организованную кинотеатром "Пионер". "Поцелуй меня, глупенький " начинается с фрагмента одного из выступлений: артист мурлычет песню "’S Wonderful" с бокалом в руке, прослаивая куплеты солеными шутками про трущихся об него девиц из кордебалета, после чего садится в машину и катит в Лос-Анджелес, но из-за ремонта дороги застревает на ночь в маленьком городке. Тут Дина берут в оборот два местных любителя, сочиняющих песни, чтоб он купил в свой репертуар одно из их творений, а он не прочь, только если ему дадут переспать с фигуристой женой одного из них.

Подробнее — Алексей Васильев


Фото: Gregory Batardon

балет

Щелкунчик Большой театр, Новая сцена 28 и 29 ноября, 19.00

В рамках фестиваля DanceInversion, который в этом году задуман "как пролог к 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа", Балет Цюриха представит "Щелкунчик" в постановке художественного руководителя труппы Кристиана Шпука, премьера которого состоялась всего полтора месяца назад. Несмотря на то что впервые этот балет Чайковского поставил не Мариус Петипа, а Лев Иванов, подробный сценарный план разработал все же сам юбиляр, взяв за основу либретто Александра Дюма.

Подробнее — в интервью Кристиана Шпука


книжная ярмарка

non/fiction ЦДХ 29 ноября — 3 декабря

Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction — это пять дней семинаров, мастер-классов, дискуссий, чтений и презентаций, но главное — лучшая возможность обеспечить себя чтением на год вперед. Переписка Василия Кандинского и Арнольда Шёнберга, беллетризированная версия истории секты Чарльза Мэнсона, графика Сергея Эйзенштейна, биографии Ильи Кормильцева и Дерека Джармена, письма Астрид Линдгрен к двенадцатилетней читательнице и еще 44 книги, которые нужно купить на non/fiction.


Фото: Tsukanov Family Foundation

выставка

Александр Косолапов. Ленин и кока-кола Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре 29 ноября 2017 года — 11 февраля 2018

Первая в России ретроспектива живого классика соц-арта Александра Косолапова. Ее курирует американский художественный критик и поэт Картер Рэтклиф — в прошлом москвич, а ныне нью-йоркер Косолапов эмигрировал из СССР в 1975 году и уже сорок с лишним лет как американский художник, но, кажется, до сих пор не расстался со своей советской родиной. Косолапов много экспериментировал в области скрещивания разных визуальных языков, расцвечивая супрематическими композициями Дюшановы писсуары в серии "Русского революционного фарфора" или же прививая мухинским рабочему с колхозницей ушастые головы Микки и Минни. Заглавная работа выставки "Ленин — Кока-Кола" была сделана в 1980-м — увеличенная до размера билборда и помещенная на Таймс-сквер она стала главным художественным символом холодной войны.

Подробнее — Анна Толстова


выставка

Детская книга 1917–2017. История с продолжением ЦДХ 29 ноября — 3 декабря

Одновременно с ярмаркой интеллектуальной литературы non/fiction на третьем, детском этаже ЦДХ пройдет организованная куратором детской программы издательством "КомпасГид" выставка об истории детской книги за 100 лет. Год отсчета выбран не только из уважения к юбилею революции, но и как год выхода "Крокодила" Корнея Чуковского — основополагающей детской книги на весь последующий век. На выставке — редкие издания из фондов РГДБ и РГБ, плакаты о пользе чтения, иллюстрации и другие артефакты. Корней Чуковский и Даниил Хармс, Сергей Михалков и Агния Барто, Аркадий Гайдар и Валентин Катаев, Виктор Драгунский и Кир Булычев, Юрий Коваль и Владислав Крапивин, Тим Собакин и Марина Бородицкая — вся эволюция детской книги в советской и постсоветской России на одной выставке.


фильм

Иностранец с 30 ноября

Боевик Мартина Кэмпбелла с Джеки Чаном в главной роли, доказывающий, что он уже давно иностранец ровно настолько, насколько ему самому этого хочется. Дочь Цюаня — спецагента и ветерана Вьетнамской войны, давно ушедшего на покой,— погибает во время теракта на глазах отца. Спецслужбы работают медленно и Цюань, вспоминая забытые навыки ведения войны, начинает собственное расследование.

Подробнее — Станислав Ф. Ростовский


фильм

Дыши ради нас с 30 ноября

Кинопамятник в жанре медицинской драмы, поставленный благодарным сыном Джоном Кавендишем, продюсером фильма, своим родителям — Робину и Диане. Основанная на реальных событиях история любви, в которой печальный финал отсрочен на 36 лет — ровно столько прожил главный герой Робин, после того как заболел полиомиелитом и вирус полностью парализовал его вплоть до невозможности самостоятельно дышать. Благодаря усилиям жены ему удается выбраться из больницы, изобрести на пару с другом кресло-каталку со встроенной системой искусственного дыхания, на которой он объездит полмира и будет бороться за права инвалидов.


фильм

На пределе Кинотеатр «Формула кино Горизонт» 30 ноября, 21.30

Новый фильм Фатиха Акина из конкурса Каннского кинофестиваля, получивший награду за лучшую женскую роль: Диана Крюгер играет немку, мужа которой убили неонацисты (он был турком) и которая отчаялась добиться справедливости в суде. Сценарий Акин написал в соавторстве с актером и режиссером Харком Бомом, который известен в первую очередь своим длительным сотрудничеством с Райнером Вернером Фассбиндером. В Москве "На пределе" будет показан в рамках 16-го фестиваля немецкого кино, который откроется 29 ноября и продлится до 5 декабря.


концерт

А Бу и Олег Аккуратов Большой зал Московской консерватории 30 ноября, 19.00

В Россию возвращается один из самых талантливых молодых джазменов планеты — китайский пианист А Бу. Вместе с Московским джазовым оркестром под управлением Игоря Бутмана и камерным ансамблем солистов "Эрмитаж" семнадцатилетний А Бу сыграет произведения 80-летнего Николая Капустина. Во втором отделении выступит российский вундеркинд — пианист из Ейска Олег Аккуратов, работающий в последние годы в Квартете Игоря Бутмана и Московском джазовом оркестре. Сообщается, что концерт посвящен "60-летию российско-китайской дружбы".


фильм

Город кошек с 30 ноября

Героями фильма Джейды Торун стали семь кошек, которые живут на улицах Стамбула — города, который с большим почтением относится к этим представителям животного мира. Но сколь бы ни были серьезны намерения авторов фильма, для зрителей "Город кошек", ставший хитом документального проката в США, скорее относится к удовольствиям из разряда guilty pleasure: полтора часа котиков на большом экране.


фильм

Легенда о Коловрате с 30 ноября

Полнометражная экранизация памятника древнерусской литературы "Повесть о разорении Рязани Батыем" спродюсирована Джаником Файзиевым (который в режиссуре совершил крутой вираж от "Турецкого гамбита" по Борису Акунину до "Августа. Восьмого" по мотивам официальной версии пятидневной войны в Южной Осетии) и компанией "Централ партнершип" — в надежде монетизировать патриотический подъем, о котором много говорят федеральные каналы.


лекция

Польша Гротовского Культурный центр «Хитровка» 30 ноября, 19.00

В образовательной программе "Хитровки" появился компактный цикл лекций о европейских странах, которые в лице отдельных своих представителей радикально изменили мировой театр. Лекции идут не по хронологии, а в свободном порядке. Театровед и театральный критик Алена Карась расскажет о Ежи Гротовском и феномене польского театра, который сегодня во многом определяет европейский театральный ландшафт. За этим последуют Германия Брехта (5 декабря, Ольга Федянина) и Англия Шекспира (7 декабря, Алексей Бартошевич).


концерт

Confidence Man Клуб «Плутон» 30 ноября, 19.00

Австралийская группа Confidence Man — очередной гость серии вечеринок "Поп Корн", на которых известное промоутерское агентство Pop Farm (концерты Imagine Dragons, Kasabian и пр.) показывает практически неизвестных, но подающих надежды артистов. У Confidence Man пока еще даже нет полноценного альбома, зато есть смешные низкобюджетные клипы, а главное — заразительная музыка с приветом девяностым. Группу уже расслышали на фестивалях The Great Escape и Glastonbury. Confidence Man успели сыграть на престижных площадках и обзавестись ремиксами от Jagwar Ma и Lindstrom. Вход на мероприятие бесплатный, да еще с приложением в лице открывающего сета московской группы "Спасибо".


Вся лента