Схема по месту работы

Трейдеры заработали на работодателе

ЦБ раскрыл новую схему манипулирования рынком ценных бумаг с участием физических лиц. Два трейдера ИК «ММК-Финанс» совершали операции в рамках договора маркетмейкерства с акциями материнской компании — Магнитогорского металлургического комбината (ММК),— имеющие все признаки манипулирования рынком ценных бумаг. Работодатель подал заявление в правоохранительные органы о возбуждении уголовного дела.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Банк России установил факты неоднократного и продолжительного манипулирования акциями ММК, которые совершали два трейдера ИК «ММК-Финанс» Данила Шейнин и Ирина Мулявко, сообщил директор департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ Валерий Лях. В течение двух лет, по данным Банка России, они реализовывали схему, позволившую им получить необоснованный доход в объеме около 80 млн руб.

Между ММК и его дочерней компанией-профучастником был заключен договор на оказание маркетмейкерских услуг. Признаки манипулирования акциями ММК со стороны сотрудников ИК «ММК-Финанс» были выявлены в ходе мониторинга со стороны ЦБ. «Мы увидели подозрительную систему совершения подобных операций. В результате маркетмейкерских операций с акциями ММК некие лица постоянно оказывались в прибыли»,— пояснил господин Лях. Мониторинг показал, что спред цены в маркетмейкерских операциях составлял от 0,6–4,5% вместо обязательных 0,3%. При этом вся прибыль от таких операций уходила на брокерский счет Ирины Мулявко, открытый в другой компании-профучастнике. Операции же выполнялись лично Данилой Шейниным. От имени госпожи Мулявко он выставлял крупную заявку по заведомо завышенной цене от имени «ММК-Финанс», удовлетворял ее, затем производил сделку в обратном направлении. То есть совершал заведомо невыгодные с экономической точки зрения операции, противоречащие предмету договора о выполнении функций маркетмейкера. Такие действия приводили и к существенному изменению цены акций ММК. Кроме того, было установлено, что господин Шейнин совершал сделки по собственным позициям «ММК-Финанс», в которую входили облигации 38 эмитентов (в том числе банка «Ак Барс», компаний «Башнефть», «Вымпелком», «Газпром нефть» и т. д.). На облигациях зарабатывали по «схеме Люлинского» (см. “Ъ” 13 ноября).

ЦБ не нашел нарушений в деятельности самой ИК «ММК-Финанс» и считает ее и материнскую компанию-эмитента пострадавшей стороной. «В подобных случаях компании-профучастники не могут выявить преступные действия, поскольку им недоступен весь массив информации»,— сказал господин Лях. Если в схеме задействована третья сторона, другой брокер, то поймать трейдера за руку чрезвычайно сложно, подтверждает президент ИХ «Финам» Владислав Кочетков. Однако убыточность маркетмейкерских операций должна была насторожить компанию и стать поводом к более тщательному наблюдению за трейдерами, считает он. «На рынке есть неформальная практика, когда брокеры обмениваются информацией о подозрительном, с их точки зрения, поведении на рынке»,— говорит представитель другой крупной компании-профучастника.

В «ММК-Финанс» сообщили, что деятельность господина Шейнина и госпожи Мулявко «является грубым нарушением положения о коммерческой тайне и положения об инсайдерской информации», сотрудники были отстранены от выполнения своих обязанностей и впоследствии уволены. «Инвестиционная компания направила в правоохранительные органы заявление о возбуждении уголовного дела и оказывает всестороннее содействие правоохранительным органам и Банку России в установлении признаков преступления»,— отмечает пресс-служба «ММК-Финанс». Точный размер ущерба, нанесенного компании действиями бывших сотрудников, только предстоит установить. По предварительным оценкам самой ИК, его объем «значительно ниже цифр, указанных в ряде сообщений». По мнению ЦБ, деятельность Шейнина и Мулявко потенциально может быть квалифицирована как уголовное преступление, если это будет доказано, им может грозить до семи лет лишения свободы.

Мария Сарычева

Вся лента