Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса

Выставка

25 ноября 2017 – 25 марта 2018
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге

25 ноября 2017 года в Музее Фаберже откроется выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса». Музей продолжает серию выставок наиболее известных и влиятельных художников XX века, в рамках которой уже состоялись показы работ Фриды Кало и Сальвадора Дали.

Российский зритель впервые увидит уникальную коллекцию живописи ведущих художников Парижской школы первой трети XX века, собранную современником и покровителем этих художников Йонасом Неттером. На выставке будут представлены самые громкие имена и показаны главные жемчужины коллекции Неттера: живопись Амедео Модильяни, Хаима Сутина, Мориса Утрилло, а также работы Моисея Кислинга, Мориса Вламинка, Андре Дерена, Сюзанны Валадон и других известных мастеров.

Монпарнас – легендарный район, ставший центром артистической, интеллектуальной и светской жизни Парижа незадолго до начала Первой мировой и сохранявший свою неповторимую атмосферу вплоть до начала Второй мировой войны. Неотъемлемой чертой Парижа тех лет был интернационализм: художники, писатели, политики и бизнесмены со всего мира съезжались туда – и многие оставались там жить. Для художников и поэтов Монпарнас был настоящим местом паломничества.

Новая культура модернизма, окрыленная окончанием Первой мировой войны и последовавшим экономическим подъемом, сделавшим искусство еще более востребованным и популярным, породила в Париже атмосферу невиданной безграничной свободы.

Тем не менее богемная жизнь тех лет была безоблачной и беззаботной далеко не для всех. Молодые художники – Модильяни, Сутин, Утрилло и многие другие – жили в бедности, а их картины воспринимались публикой как скандальные и практически не покупались. Друзья Модильяни называли его «Моди» не только из-за фамилии, но и из-за ее созвучия прилагательному «проклятый» (фр. maudit) – это прозвище закрепилось за ним и художниками его круга, чья жизнь была полна лишений и неудач.

Огромную роль в судьбе этих художников сыграл первый постоянный покупатель их работ, предприниматель и любитель искусства Йонас Неттер. Он начал собирать свою коллекцию благодаря встрече с торговцем произведениями искусства Леопольдом Зборовским, с которым познакомился в Париже в 1915 году. Зборовский начал работать на Неттера: общаться с художниками, собирать, выменивать и перепродавать их произведения. Опираясь на финансовую поддержку Неттера, Зборовский заключал соглашения с художниками, платил им жалованье, давал деньги на аренду мастерских, закупку материалов для живописи и прочие расходы. В том же 1915 году Неттер и Зборовский заключили контракт с Модильяни, согласно которому они платили художнику 300 франков в месяц, за что получали все созданные им полотна. К 1917 году ежемесячная сумма, выплачиваемая художнику, выросла до 500, а в 1919 – до 1000 франков. Аналогичные соглашения у Неттера и Зборовского существовали с Сутиным и Утрилло. Увлечение Неттера их творчеством, равно как и работами Моисея Кислинга, Сюзанны Валадон, Андре Дерена и других мастеров способствовало возникновению спроса на художников Парижской школы и сформировало новый сегмент арт-рынка. Йонас Неттер скончался в 1946 году, оставив своей семье бесценную коллекцию работ художников, которые сегодня признаны важнейшими мастерами искусства XX века. Коллекция Неттера более 70 лет была недоступна для широкого зрителя, и только в последние годы ее стали показывать на выставках в Европе.

Шедеврами коллекции Неттера несомненно являются пронзительные и утонченные портреты, созданные Амедео Модильяни в последние годы его недолгой жизни. Среди них два портрета его главной музы – Жанны Эбютерн. Художник познакомился с ней во время карнавала в марте 1917 года. Жанне было 19 лет, она была студенткой частной художественной академии. Несмотря на недовольство родителей и пагубное пристрастие Модильяни к алкоголю и наркотикам, Жанна вскоре стала жить с художником и родила ему дочь. Модильяни создал более 20 портретов Жанны, но никогда не писал ее обнаженной. История любви Жанны и Модильяни, запечатленная в созданных им портретах, стала одной из самых известных романтических историй в искусстве XX века. Жанна разделила с Моди все невзгоды и покончила с собой на следующий день после его смерти 24 января 1920 года.

На выставке также показана замечательная подборка картин близкого друга Модильяни – выходца из России Хаима Сутина. Подобно своему другу, Сутин жил и творил в бедности, и был известен как человек неврастеничный, болезненный и гиперчувствительный. Свой мятущийся характер художник в полной мере воплотил в живописи, создав собственную разновидность экспрессионизма.

Живопись Мориса Утрилло представлена целой серией пейзажей, относящихся к лучшему – «белому» – периоду его творчества. Первые уроки живописи Утрилло получил от своей матери Сюзанны Валадон – художницы, а в молодости – любимой натурщицы Ренуара и Тулуз-Лотрека (ее работы также можно будет увидеть на выставке). Утрилло стал мастером монохромных, отличающихся изысканным чувством тона городских пейзажей, передающих ощущение одиночества и меланхолии.

Яркий контраст эфемерным работам Утрилло создают насыщенные по цвету картины Моисея Кислинга, среди которых – портрет коллекционера Йонаса Неттера.

Всего на выставке представлено более 120 произведений художников Парижской школы, составляющих ядро уникальной коллекции Йонаса Неттера.

Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге. Куратор выставки Марк Рестеллини – историк искусства, один из ведущих мировых экспертов по творчеству Амедео Модильяни.

Вся лента