Красота в деталях

Дмитрий Буткевич — о выставке «Русский стиль»

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о выставке во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась часть постоянной экспозиции с названием «Русский стиль». Казалось бы, ничего необычного, очередная постоянная экспозиция одного из многих московских музеев. Скажу, что эту экспозицию ждали очень давно музейные работники, да все любители русского искусства. Именно в недрах ВМДПНИ когда-то, можно сказать, на моих глазах, в конце 1980-х рождалось само искусствоведческое понятие «русский стиль» — стиль русского прикладного искусства второй половины XIX-начала XX веков, то, что в мире называют эпохами «историзма» и «модерна».

И как уже проговорился, я когда-то начинал в этом музее свою трудовую искусствоведческую деятельность, поэтому питаю к нему особо добрые чувства. Я спросил у директора музей ДПИ Елены Титовой, как долго материалы готовились к показу.

«Мы около двух лет готовили эту экспозицию. Но поскольку это одна из важнейших частей коллекции музея и к ней всегда привлечено было много внимания, то она уже, в общем-то, давно просилась на показ именно в качестве постоянной экспозиции. Этот пласт культуры России очень интересный, многогранный, и о нем надо говорить, так как это отражение замечательного течения, которое было во всей Европе. Однако судьба его неоднозначна, так как достаточно долгое время его подвергали то критике, то забвению», — рассказала она.

Что же получилось? Из запасников вынули набор для напитков Императорского стекольного завода, серебряную солонку с декором в виде крестьянской вышивки фирмы Павла Овчинникова, мебель по эскизам Елены Поленовой, майоликовый камин «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича» Михаила Врубеля, а также множество работ Виктора Васнецова, Александра Головина, Николая Рериха и других художников Абрамцевского кружка и Талашкинских мастерских.

Мне более всего приглянулись матрешки, выполненные по эскизам Сергея Малютина, датированные рубежом 1890-х годов. Можно предположить, что они происходят из самой первой серии придуманных Малютиным деревянных кукол, которые позже станут символом России.

Вся лента