Магазины теряют запчасти

Новосибирский рынок автозапчастей переживает масштабную трансформацию. Традиционный ритейл теряет покупателей, которые все чаще заказывают изделия для ремонта автомобилей через интернет. А автосервисы, которые еще пять лет назад были постоянными клиентами магазинов автозапчастей, сегодня предпочитают покупать комплектующие напрямую у дистрибуторов российских и зарубежных компаний-производителей. Только за шесть месяцев 2017 года магазины не досчитались 6,7% к выручке прошлого года. Оба тренда в ближайшие годы будут только набирать обороты, считают эксперты и участники рынка.

Не в тренде

По данным Росстата, в первом полугодии 2017 года объем услуг по розничной торговле автомобильными деталями, узлами и принадлежностями в России вырос на 9,2% к уровню аналогичного периода прошлого года и составил 106,66 млрд руб. В Новосибирске этот показатель снизился на 3,2%, до 3,35 млрд руб. При этом индекс физического объема розничной продажи автозапчастей в стране во втором квартале 2017 года составил 105,2%, в Новосибирской области — 93,27%.

Падение продаж автозапчастей в рознице происходило на фоне растущего спроса на автомобили. По данным аналитического агентства «Автостат», за девять месяцев 2017 года жители Новосибирской области приобрели 10,6 тыс. новых автомобилей (+21,8% к тому же периоду 2016 года) и 97,9 тыс. — подержанных (+3,2%). В 2016 году объем вторичного рынка запчастей (автомагазины, дилеры, СТО) для легковых автомобилей в Новосибирской области в «Автостате» оценили в $345 млн (–2,3% к 2015 году), из них 79% приходились на запчасти для иномарок. На вторичном рынке компонентов и запчастей в тройке лидеров — детали подвески, шины и масла.

Ведущий эксперт управляющей компании «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов в падении спроса на автозапчасти в рознице в Новосибирской области на фоне общероссийского роста видит несколько причин. «Во-первых, ситуация с доходами потребителей, отсутствие у них средств на приобретение необходимых запчастей. Во-вторых, что называется, психология владельцев машин. Они могут временно перестать обслуживать машину, продолжая ее эксплуатировать, а значит, готовы в будущем продать автомобиль по более низкой цене,— размышляет эксперт.— Также владельцы автомобилей могут поехать в соседние регионы и даже страны за более дешевыми запасными частями, и со стоимостью поездки это может быть выгоднее, чем покупать их на месте, тем более что расположение региона способствует такому варианту. Кроме этого, ремонт и обслуживание машин могли проводиться подручными средствами, что неудивительно, учитывая уровень развития машиностроения в регионе, наличие квалифицированных кадров, способных изготовить сложную деталь или узел автомобиля».

В целях экономии

Однако главной причиной снижения объема продаж автозапчастей в розницу большинство экспертов считают высокий уровень развития в Новосибирске e-commers, то есть возможность приобрести запасные части дистанционно. На это указывает и статистика покупок через интернет. По данным пресс-службы Яндекс.Маркета, спрос на автозапчасти на этом маркетплейсе в Новосибирске за год вырос на 19%. «Наибольший рост наблюдался в категориях „стекла“ (почти в 3,5 раза), „сигналы“ (почти в 2,5 раза), „рулевое управление“ (в 2,2 раза), „привод“ (в 2,2 раза) и „масляные фильтры“ (в два раза). При этом почти в два раза упал спрос на подсветку и ксенон. В абсолютных значениях пользователи чаще всего интересовались аккумуляторными батареями, зарядными устройствами для аккумуляторов и лампами для авто»,— прокомментировали в компании. Согласно данным Авто.ру, в разделе запчастей представлено 90 магазинов Новосибирской области, которые предлагают более 3 млн товаров. «За последние два месяца основной запрос в сегменте новых запчастей был направлен на шины и колесные диски, расходные материалы и элементы подвески. В сегменте б/у запчастей — на кузовные элементы, а также двигатели и коробки передач»,— констатирует пресс-служба Авто.ру.

Рост популярности онлайн-покупки автозапчастей PR-директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Юлия Галеева связывает с тем, что новосибирцы чаще всего покупают подержанные автомобили, которые обслуживают не в официальных дилерских центрах. «Потребители сами приобретают запчасти и стараются это сделать как можно более экономично. Кроме того, в интернете представлен гораздо более широкий ассортимент товаров. Не в каждом городе региона есть запчасти для нужных автомобилей, заказать и получить в течение нескольких дней которые можно через сеть»,— отмечает она.

По данным АКИТ, российский рынок В2С продаж автозапчастей через интернет в первом полугодии 2017 года составил 21 млрд руб. и вырос на 26% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Объем рынка в Новосибирской области в первом полугодии 2017 года составил 430 млн руб. «Региональный рынок продаж автозапчастей С2С (сделки между частными лицами) также огромен»,— подчеркивает Юлия Галеева.

Долю трансграничной торговли автозапчастями и автоаксессуарами в АКИТ оценили в 62%. «Покупка автозапчастей за границей не теряет своей популярности среди потребителей. Прежде всего, потому что это гораздо выгоднее, нежели покупка в нашей стране. Кроме того, у производителей существует разное ценообразование для многих стран. Это связано со многими факторами — представленностью бренда, моделей, размером пошлин. Например, запчасти из Дубая могут быть значительно дешевле, чем российские аналоги»,— говорит Юлия Галеева.

От магазина — к СТО

Доля продаж автозапчастей через интернет в ближайшие годы продолжит динамично расти, единодушны эксперты и участники рынка. «В первую очередь, это связано с общей тенденцией перехода бизнеса в онлайн, а также повсеместному внедрению омниканальной модели, когда любой товар можно выбрать в розничной точке и заказать онлайн с доставкой, либо заказать в сети и забрать в физическом магазине»,— заключила Юлия Галеева.

Однако помимо e-commers оффлайн-рынок сегодня испытывает мощное давление со стороны СТО, которые предпочитают покупать изделия напрямую у дистрибуторов. «Если еще пять-семь лет назад автосервисные компании большую часть запчастей покупали в специализированных магазинах, то сегодня — у дистрибуторов. Там цены ниже, условия по возврату товара лучше, есть доставка, гарантии — то, что магазин позволить себе не может. К тому же между дистрибуторами идет жесткая конкуренция, что на руку СТО. Каждый день к нам стучатся по два-три дистрибутора, рассказывая, почему их условия лучше, чем у конкурентов»,— констатирует директор и сооснователь сети FIT Service (входит в компанию Rossko, один из крупнейших дистрибуторов автозапчастей в России) Данил Соловьев. По его словам, в среднем техобслуживание одного автомобиля обходится владельцу в 23,5 тыс. руб., 55% в затратах — стоимость автозапчастей. Сложившиеся правила игры на новосибирском розничном рынке неизбежно приведут к «умиранию» магазинов по продаже автозапчастей, считает Данил Соловьев.

Впрочем, пока этот традиционный рынок розничных продаж не то что не сжимается, он даже растет. По данным 2ГИС, за год — с октября 2016-го по октябрь 2017-го — количество магазинов автозапчастей для иномарок в Новосибирске увеличилось на 1%. Сейчас их 1275, годом ранее было 1262. Для сравнения, в Москве за аналогичный период прирост составил 3% (было 2758, стало 2845). «За тот же период количество магазинов запчастей для отечественных автомобилей в Новосибирске увеличилось на 13% — с 504 до 569. В Москве же произошло сокращение на 0,6%. Было 692, стало 688»,— говорит пресс-секретарь 2ГИС Максим Бугаев.

Но это не значит, что в Новосибирске стало на 13% больше новых магазинов, чем было годом ранее — этот процент показывает только разницу в количестве точек между периодами, вносит ясность представитель 2ГИС. «Влияет не только открытие, но и закрытие точек, временное скрытие точек из базы сервиса. Например, может быть переезд или ремонт торговой точки, и во время обзвона нашим колл-центром магазин мог быть недоступен»,— объясняет господин Бугаев.

Михаил Кичанов

Вся лента