Князь Владимир обернулся римским императором

Третьяковская галерея раскрывает подлинный сюжет картины Андрея Иванова

Третьяковская галерея показывает на «выставке одной картины» в Лаврушинском переулке никогда прежде не экспонировавшееся полотно Андрея Иванова — отца автора «Явления Христа народу». Картина, почти полвека хранившаяся в музее под названием «Крещение князя Владимира в Корсуни», изображает, как выяснилось, вовсе не святого князя, а грешного римского императора.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Полотно, которое выставлено теперь под аутентичным названием «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм»,— поздняя работа классициста Андрея Иванова, созданная в 1829 году. Три месяца она будет дополнять репрезентацию его раннего творчества в постоянной экспозиции музея — по соседству с известной картиной его сына, Александра Иванова, «Явление Христа народу». Выставку отреставрированного полотна сопровождает мультимедийный рассказ про исследование картины сотрудниками Третьяковской галереи. В результате которого картина и оказалась сценой из жизни епископа Амвросия Медиоланского (Миланского), не допустившего к причащению римского императора Феодосия Великого после кровавого подавления последним народных волнений в Фессалониках.

Под названием «Крещение князя Владимира в Корсуни» полотно поступило в ГТГ в 1968 году из семейной коллекции детского нейрохирурга Андрея Арендта. Когда в 2015 году эту работу Андрея Иванова Государственный исторический музей запросил для выставки, посвященной князю Владимиру, специалисты Галереи оценили состояние полотна и вместо выставки отправили его на реставрацию, поскольку пятьдесят процентов авторской живописи было записано. После удаления записи, лака и грязи реставраторы музея усомнились в том, что сюжет картины соответствует ее названию: изображаемая сцена не была похожа на обряд крещения: ни купели, ни крестильной рубахи.

Чтобы выяснить, о каком сюжете идет речь, эксперты ГТГ обратились к специалисту по живописи XVIII века из Русского музея Светлане Моисеевой. Она заметила тематическое сходство сцены на картине Иванова с сюжетом картины другого русского художника Ивана Бельского под названием «Амвросий Медиоланский возбраняет императору Феодосию Великому вход во храм после резни в Фессалониках».

Картина с практически таким же названием должна была быть и у Андрея Иванова — судя по монографии о творчестве художника, написанной Софьей Коровкевич. Параллельно с уточнением сюжета картины реставраторы Иван Салахов и Ирина Рустамова подтвердили и авторство произведения, которое прежде оставалось под вопросом.

Обратившись к архивным документам, на которые единственный специалист по живописи Андрея Иванова ссылается в своем исследовании, куратор выставки Светлана Степанова выяснила обстоятельства создания картины. Оказалось, что картина под названием «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» была написана Андреем Ивановым по заказу Азиатского департамента МИД вместе с еще тремя картинами для украшения Сретенской церкви в Русском подворье в Пекине — месте, где базировалась миссия Русской православной церкви, созданная в Китае для православных прихожан. Этот заказ он, как «лучший живописец» и преподаватель Императорской академии художеств, получил через пять лет после первого пекинского заказа на написание образов для иконостаса той же церкви. Неизвестно, кто подбирал сюжеты для картин Сретенской церкви, президент Академии художеств или сам художник. В любом случае, по словам Светланы Степановой, эта сцена запрещения пролившему кровь императору войти в храм могла быть выбрана из-за ее назидательного свойства.

Для исследователей остается загадкой, как картина Иванова-старшего из ликвидированного в годы коммунизма Русского подворья в Пекине оказалась в коллекции советского нейрохирурга Андрея Арендта. По предположению куратора выставки, картину на сюжет с крещением князя Владимира в Корсуни неизвестный даритель мог вручить врачу, имея в виду, что Арендт родился в Симферополе и питал к Крыму особые чувства. Местонахождение трех других картин Андрея Иванова, отправленных художником в Китай для русской церкви, также неизвестно.

Но обнаружение одного из «пекинских заказов» в коллекции Третьяковской галереи — важная находка, поскольку, по словам Светланы Степановой, поздних полотен Андрея Иванова сохранилось очень мало, в том числе тех его картин, которые были написаны художником для храмов.

Наталья Носова

Вся лента