Для США сформировали виртуальную реальность

Насколько эффективны действия «троллей» в соцсетях

Российская «фабрика троллей» потратила более $2 млн на вмешательство в американские выборы, пишет РБК. По данным издания, «на производстве» были задействованы около 100 человек. Еженедельно они размещали в интернете до 1 тыс. проплаченных постов и фотографий. Как это работало? И насколько эффективны такие методы? Об этом — Анастасия Ройзман и Григорий Колганов.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

График, как и на обычной фабрике — пять через два, иногда нужно выходить в ночную смену. Зарплата — от 50 тыс. руб., на руководящих должностях — от 120 тыс. руб. Работа не пыльная, но насыщенная, — размещать англоязычные новости «троллям» нужно регулярно. Тематика постов — ношение оружия, расовая ненависть, иммиграция и права секс-меньшинств, то есть все те вопросы, которые могут усилить разногласия в американском обществе. По данным РБК, в качестве платформ для таких публикаций было создано свыше 100 аккаунтов в самых популярных социальных сетях — Facebook, Instagram и Twitter. Среди постоянных подписчиков — 6 млн американцев. Однако с учетом случайных посетителей и перепостов аудитория «фабрики троллей» зачастую превышала отметку в 30 млн пользователей.

Для такого рода работы это высокие показатели, отмечает политолог, политтехнолог Дмитрий Тульчинский: «Безусловно, само по себе это не может вызвать, скажем, переворот в стране. Но повлиять на ситуацию в синергии с определенными действиями такой стратегии вполне по силам. $2 млн для этого бизнеса — достаточно приличная сумма, и сто человек, которые там якобы работали, могли как минимум коррелировать вектор определенных действий в СМИ».

Помимо публикаций в интернете, как выяснили в РБК, «фабрика троллей» занималась и работой «на местах». Например, организовывала в США протестные акции и митинги. Для этого были завербованы свыше 100 американцев, которые не понимали, на кого они работают — «тролли» связывались с ними, используя исключительно вымышленные имена. Только на их перелеты и печать листовок было потрачено около $80 тыс.

В преддверии выборов президента России ответ может быть симметричным, уверен доцент факультета социальных наук Высшей школы экономики Иван Климов: «В России очень мало институтов, которые облегчали бы человеку взаимодействие с другими контрагентами, — это либо организации, либо сообщества, либо отдельные индивиды в самых разнообразных житейских контекстах. Недостаток таких институтов заменяется персональными отношениями категории «верю-не верю», «доверяю-не доверяю». А это означает сниженный порог критичности к той информации, которую распространяют друзья или знакомые. В этом отношении наша культура сетевого общения оказывается более уязвимой для манипуляций и каких-то внешних воздействий».

Что интересно, даже после окончания выборов президента США «фабрика троллей» продолжает работу. Обитатели небольшого четырехэтажного здания в Санкт-Петербурге по-прежнему управляют аккаунтами с общей аудиторией более 1 млн человек.

Ранее руководство Facebook выявило и заблокировало более 100 фейковых аккаунтов, управлявшихся из России. В социальной сети сообщили, что в ходе предвыборной кампании владельцы этих учетных записей покупали платное распространение.

Вся лента