Живое познание

Культпросвет

"Throw away your television, time to make this clean decision" ("Выброси свой телевизор, пришло время принять это здоровое решение") — солист группы Red Hot Chili Peppers Энтони Кидис впервые спел об этом пятнадцать лет назад. Время принять это верное решение пришло давно: телевизор перестал быть источником получения полезной информации.

Открытие Международного фестиваля Сергея Курехина SKIF (Sergey Kuryokhin International Festival) на малой сцене Александринского театра

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Татьяна Троянская

В ее поисках просвещенное население сначала обратилось к интернету и осознало, "как прекрасен этот мир", а потом столкнулось с проблемой: как не утонуть в обилии информации, которая тебя направляет и обучает? Как выбрать из огромного количества предложений качественный источник, которому можно доверять? Поскольку система формального образования в нашей стране оставляет желать лучшего, миссию просвещать и обучать взяли на себя театры, музеи, арт-кластеры, галереи и не только. Новый тренд получил красивое название — эдьютейнмент. Понятие эдьютейнмент — продукт современного английского языка, полученный в результате слияния слов education ("образование") и entertainment ("развлечение"). Это значит, что процесс обучения авторы программ стремятся сделать максимально увлекательным и живым

Сегодня практически в каждом музее проходят специальные образовательные программы: в Эрмитаже, в Русском музее, в частном Музее Фаберже и в современном музее "Эрарта". Лекционные циклы стали неотъемлемой частью Государственного музея истории религии (ГМИР). "Это формат, который стал для нас уже традиционным,— рассказывает заведующая научно-методическим отделом музея Мария Бахтеева.— Судите сами: лекционный цикл под названием "Религии мира" этой осенью начнет свою работу в десятый раз. О каждой религии здесь рассказывает отдельный лектор — специалист в своей области, в большинстве своем это доктора наук СПбГУ и ведущие научные сотрудники музея. С этого года слушателям цикла "Религии мира" выдается диплом о дополнительном образовании".

В этом году ГМИР получил лицензию на образовательную деятельность. Кроме этого, в ГМИР проходят лекционные сессии Центра молодежных программ Музея истории религии, в котором молодые специалисты читают лекции о моде, о гендерных стереотипах, о японской анимации в контексте религии.

Новая сцена Александринского театра изначально создавалась как многофункциональная площадка. Спектакли — важная часть этого пространства, но не основная. Практически каждый день, начиная с 2014 года, здесь проходит лекционная программа ведущих экспертов и главных героев культурного процесса, тех, кто формирует его повестку. На Новой сцене с лекциями выступили Теодор Курентзис, Демьян Кудрявцев, Диана Вишнева, Ирина Прохорова, Юрий Сапрыкин, Михаил Идов, Сергей Чобан (это очень сокращенный список). Программа так и называлась — "Повестка дня". Потом начались тематические лекционные серии: "Разговоры о кино с Михаилом Трофименковым" и "Разбор пилотов" о лучших сериалах; циклы о современной музыке, о литературе, о науке, о теории и истории моды, о современном городе.

"В Петербурге, по счастью, открывается все больше лекториев, и для нас это повод придумывать новые форматы и темы,— объясняет руководитель отдела культурных проектов Новой сцены Екатерина Пузанкова.— Сейчас у нас три лекционных цикла: "Экспертиза" — мини-курсы из трех-пяти лекций, "Лаборатория новых медиа" и программы вокруг театральных премьер и событий. К примеру, в рамках только что прошедшего фестиваля "Александринский" состоялись очень интересные лекции Михаила Пиотровского о современной культуре арабского мира и Ивана Чечота — о Вене ХХ века".

Свой лекционный проект в прошлом сезоне открыл Большой театр кукол. Его задача — расширить представления зрителей о кукольном театре. Публику знакомят с разными системами кукол (петрушка, театр теней, марионетка), рассказывают об известных режиссерах современности и прошлого, о том, каким театр кукол был сто лет назад и что он представляет собой сегодня.

Продолжается работа со зрителем в БДТ им. Товстоногова. Когда Андрей Могучий стал художественным руководителем, он заявил о том, что театр должен быть открыт городу. Тогда же в театре появился проект "Эпоха просвещения". Сегодня в его рамках проходит "Педагогическая лаборатория". БДТ — это своеобразное театральное образование для учителей школ. С успехом идут авторские программы театроведа, заместителя художественного руководителя БДТ по общественно-просветительской и исследовательской деятельности, заслуженного деятеля искусств РФ Ирины Шимбаревич "Путешествие за кулисы БДТ", "Георгий Товстоногов", "Планета Лавров", а также лекция-экскурсия — "Путешествие по музею БДТ" заведующего творчески-исследовательской частью БДТ Вениамина Каплана. В новом сезоне БДТ планирует активно работать с разными социальными группами, пояснил руководитель социально-просветительского отдела БДТ Александр Демахин.

"В этом году появилась идея сформировать программу для сотрудников внутренних дел, то есть для полиции, ГИБДД, судебных приставов. Мы сейчас чаще слышим из новостей о конфликтах в связи с театром. Мы подумали, что будет здорово сделать программу, в рамках которой мы будем рассказывать полицейским о современном искусстве, а они нам — о том, чем они занимаются, о законах, о том, как их правильно соблюдать. Будем делиться друг с другом опытом и просвещать друг друга. Главная задача — перевести зону конфликта в зону диалога",— говорит Александр Демахин. Помимо этого, в театре продолжается проект "Иду в БДТ", когда премьеры сопровождаются выставками, лекциями, дискуссиями, концертами — включением зрителя в контекст спектакля. Первая такая программа состоится в ноябре и будет приурочена к премьере сезона — спектаклю Андрея Могучего по мотивам произведения Юрия Олеши "Три толстяка".

Клуб идей и знаний Anima Libera — это гуманитарный и творческий проект команды отеля "Индиго Санкт-Петербург — Чайковского". Под эгидой клуба собираются просветительские проекты и лекционные курсы, представляя петербуржцам выступления, творческие вечера, лекции и мастер-классы выдающихся ученых, исследователей, деятелей культуры и искусства. Здесь постоянно проходят события московского лектория "Прямая речь", среди постоянных участников которого — историк Наталия Басовская, писатель Дмитрий Быков, психолог Екатерина Мурашова. Продолжается цикл лекций ведущих петербургских искусствоведов и антропологов, организованный исследовательским центром "Прагмема" под руководством Светланы Адоньевой.

Учиться сегодня можно даже в торгово-развлекательном центре. Первый в городе и весьма успешный проект такого рода — культурно-образовательное пространство "Охта Lab" в ТК "Охта Молл". Создатели контента вспомнили телевизионный принцип подбора передач. В итоге появилось несколько образовательных блоков для интересов совершенно разной аудитории: "Охта Talk", "Охта Debate", "Охта Cinema", "Охта Theatre", "Охта Sport", "Охта Parents", "Охта Business". За счет этого проекта организаторы хотели расширить географический охват стандартной аудитории торгового центра — выйти за пределы района. Так и получилось. Сейчас большая часть аудитории — люди, которые целенаправленно приезжают на программы "Охта Lab". Некоторые из них становятся покупателями торгового центра и завсегдатаями библиотеки "Охта Lab".

Выйти за музейные рамки

Специалисты туриндустрии отмечают, что сегодня все больше путешественников стало ездить специально на концерты, спектакли, выставки. "У событийного туризма в мире колоссальный потенциал, фестивальные возможности просто огромные,— считает генеральный директор компании "Индивидуальный туристический сервис" Виктория Шамликашвили.— Кстати, это актуальный вопрос и для Петербурга. Нам нужно привлекать больше путешественников именно на события и выходить за рамки формата города-музея".

Вся лента