Томат в один ход

Петербургский ТТР-холдинг планирует развернуть в Башкирии производство тепличных овощей

На рынок тепличного овощеводства Башкирии приходит крупный по местным меркам игрок. Санкт-Петербургское ООО УК «Технологии тепличного роста» (ТТР) планирует развернуть с нуля, предположительно в Благовещенске, производство томатов мощностью 20 тыс. тонн в год. Вложения в проект в ТТР оценивают приблизительно в 9 млрд руб., сроки окупаемости — в пределах восьми лет. Инвестор собирается поставлять продукцию в соседние регионы и Москву. По мнению экспертов, компания выбрала перспективное направление, так как пока крупных производителей томатов в республике нет, а ее расположение дает доступ к рынкам сбыта.

С приходом питерского инвестора производство тепличных помидоров в Башкирии может удвоиться

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Владелец санкт-петербургской УК «Технологии тепличного роста» Сергей Рукин и премьер Башкирии Рустэм Марданов вчера в рамках агровыставки «Золотая осень» подписали соглашение о намерениях развивать в регионе производство тепличных томатов. Исполнительный директор ТТР Андрей Еремеев рассказал „Ъ”, что хотя подписан лишь рамочный документ, решение о приходе ТТР в Башкирию принято.

Компания планирует организовать с нуля тепличный комплекс по производству томатов. Площадка присматривается в Благовещенске (менее 50 км от Уфы). Местные власти планируют получить для этого города статус территории опережающего развития, гарантирующий инвесторам доступ к инфраструктуре и налоговые льготы.

В год ТТР планирует собирать в Башкирии 20 тыс. тонн тепличных томатов с рынком сбыта на Урале, в Поволжье и московском регионе. Таким образом с приходом компании объем производства этой продукции в регионе может вырасти вдвое (в 2016 году все местные производители собрали 21,2 тыс. тонн тепличных помидоров).

Строительство комплекса может начаться в 2018 году, если решится вопрос с участком, и продлиться до полутора лет, отметил Андрей Еремеев. Вложения в проект он оценивает примерно в 9 млрд руб., срок окупаемости — в пределах восьми лет. В ТТР рассчитывают на собственные средства и кредиты Россельхозбанка. «От республики мы ждем быстрого решения формальных вопросов с оформлением земли и получением технических условий на подключение к инженерным сетям,— сказал представитель компании.— Также рассчитываем на субсидирование затрат на капитальное строительство».

Башкирия привлекла ТТР «благоприятным инвестиционным климатом» и близостью к рынкам сбыта. «Расположение региона позволяет работать с потребителями и в европейской, и в восточной частях страны»,— сказал Андрей Еремеев.

• УК ТТР образована в 2013 году. Одним из основных владельцев компании был сооснователь «Скартела» (бренд Yota) Cергей Адоньев. В этом году он вышел из агробизнеса, продав долю партнеру Сергею Ручкину. Сделка была оценена ориентировочно в 1,5 млрд руб. ТТР управляет тепличными комбинатами в Московской и Тюменской областях, строит комплекс в Ростовской области. Совокупная площадь трех объектов — 41 га, мощность — 40 тыс. тонн овощей в год. В компании заявляли, что рассматривают варианты новых проектов в центральной части России, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с тем, чтобы к 2020 году увеличить площадь теплиц до 150 га, мощность — до 122 тыс. тонн в год.


• Башкирия в 2016 году заняла второе место в РФ по объему производства тепличных овощей в РФ (66,5 тыс. тонн — на 0,5% больше, чем в 2015 году).

Один из крупных производителей овощей закрытого грунта в регионе (в основном огурцов и зелени) — госсовхоз «Алексеевский». «Серьезный, уважаемый производитель. Мы учитываем его присутствие на рынке, но рассчитываем создать более современное и эффективное производство»,— сказал Андрей Еремеев.

«В Башкирии много производителей, которые выращивают овощи в защищенном грунте, но на 90% это огурцы, более привычные для России и менее требовательные с точки зрения ресурсов и агротехнологий. Так что начать с томатов — правильный подход,— полагает генеральный директор исследовательской компании „Технологии роста” Тамара Решетникова.— Значительная часть томатов в межсезонье в регионе — привозная, в том числе импорт, а местная продукция отправляется в другие регионы. В высокий сезон конкурентов ТТР в томатном проекте нет. В республике традиционно выращивают томаты в теплице с марта по октябрь, объемы производства низкие. С декабря по февраль местный рынок пуст. Валовое производство в 20 тыс. тонн в год требует теплицы на 25-30 га, инвестиции составят примерно по 3 млн евро на каждый гектар. Восемь-десять лет — это обычный срок окупаемости для тепличных проектов». Сократить сроки окупаемости позволяют программы господдержки — льготные кредиты под 5% годовых и возвращение до 20% затрат на строительство и оборудование. «Кроме того, есть льготы по налогообложению в особых экономических зонах. На локальном рынке это поддержка местных властей»,— отмечает эксперт.

«Санкции и программа импортозамещения переломили ситуацию на рынке производства тепличных овощей,— отмечает управляющий партнер экспертной группы VETA Илья Жарский. — До введения эмбарго на ввоз овощей из Европы и Турции тепличный томатный бизнес был сомнительным делом — высокая себестоимость и невозможность конкурировать с импортными поставщиками мешали развиваться. Сейчас ситуация немного меняется, так как правительство позволило импортировать до 50 тыс. тонн томатов из Турции, но это лишь в период межсезонья, когда в страну поступают томаты из других разрешенных стран. 20 тыс. тонн в год — это не большие объемы. Обычно агрохолдинги работают на мощностях 40 тыс. тонн и выше. Поэтому дальше обозначенных рынков сбыта продукция, скорее всего, в ближайшие годы не пойдет». Эксперт предположил, что ТТР рассчитывает в том числе и на госзаказ, а это «гарантированные доходы». «Расположение тепличного комплекса выбрано как нельзя лучше, так как для конкурентов из более южных округов этот рынок менее доступен как раз с точки зрения логистики»,— заключил Илья Жарский.

«Башкортостан в социально-экономическом плане благополучный регион. Потребление на розничном рынке здесь традиционно на высоком уровне, а развитие розницы и платежеспособный спрос — это две составляющие успеха бизнеса, построенного на реализации продукции, непригодной для длительного хранения и транспортировки»,— отметил аналитик компании «Алор брокер» Кирилл Яковенко.

Наталья Павлова, Майя Иванова

Вся лента