Ни туда, ни суда

Уральские заводы не поняли потребности ОСК

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) призвала уральских промышленников расширить сотрудничество в рамках производства гражданских судов. Обсуждению этого вопроса было посвящено совещание, организованное правительством Свердловской области. Промышленники ответили, что «кроме красивых задач хотели бы конкретики», которую ОСК предоставить не смогла.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

В четверг в Екатеринбурге прошло совещание, посвященное расширению сотрудничества ОСК и предприятий региона. По данным правительства региона, с корпорацией уже работает 40 свердловских предприятий. На встречу были приглашены представители порядка 80 компаний. Встречу модерировал заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Игорь Зеленкин. «Мы рассчитываем по итогам совещания определить точки взаимодействия уральских предприятий и ОСК, а также определить наиболее оптимальный формат работы»,— пояснил он.

Директор департамента развития поставщиков и координации опытно-конструкторских работ ОСК Александр Наволоцкий уточнил, что речь идет о гражданском кораблестроении, которое сейчас находится «в фокусе» государства, судовладельцев и поставщиков оборудования. Господин Наволоцкий представил план строительства гражданских судов до 2035 года, составленный Минпромторгом в соответствии с госпрограммами, в числе которых освоение Арктики, шельфовых месторождений, строительство пассажирских судов и рыбопромыслового флота. По его словам, в целях реализации плана корпорация приняла программу по созданию «Панели поставщиков». «Речь идет о том, чтобы в итоге не менее двух, но не более трех-четырех поставщиков закрывали сотни основных позиций»,— пояснил он. Основные критерии методики оценки — производство, конструкторско-технологическое обеспечение, системы менеджмента качества, персонал и система организация закупок и логистики.

Промышленники встретили предложение без энтузиазма. Гендиректор «Уралэлектромаша» Владимир Недзельский выразил надежду, что работа ОСК совместно с Минпромторгом поправит ситуацию в гражданском судостроении, когда «кто как планирует, тот так и пристраивается». «Хотелось бы красивую картинку до 2035 года разложить примерно по годам, потому что ориентация предприятий-комплектаторов второй-третьей очередей во многом зависит от ожидаемой нагрузки»,— пояснил господин Недзельский. Его поддержали коллеги. Главный конструктор оптико-электронных систем для корабельных комплексов Уральского оптико-механического завода (УОМЗ) Дмитрий Можаев подчеркнул, что «все срывы производства происходят от непонимания дальнейших перспектив заказов». «Более полные проекты заказов позволят нам — поставщикам второго уровня точно в срок поставлять продукцию, а нашим поставщикам понимать, что нужно нам»,— пояснил он. Технический директор уральского компрессорного завода Александр Ромашевский для прояснения ситуации предложил организовать ряд встреч с предприятиями ОСК для более подробного рассмотрения этих вопросов.

Александр Наволоцкий пояснил, что пытаться спрогнозировать гражданские заказы — «сродни астрологии». По его словам, гражданский заказчик выбирает поставщиков, основываясь на их предложениях. «Это дорога с двусторонним движением. Нельзя требовать от ОСК точного, конкретного разложения по годам своей продукции. Вы должны рассчитать, что будет востребовано, и предложить заказчику или судостроителю»,— отметил он. Впрочем, стороны выразили намерение проводить встречи на регулярной основе.

Анна Лапина

Вся лента