«За чей счет и зачем поддерживать компанию ради компании?»

Эксперт в эфире «Ъ FM» — о новом руководстве «ВИМ-Авиа»

«ВИМ-Авиа» готовится выйти из кризиса: компания занялась планом по погашению долгов и готовит новую модель развития. Ранее генеральным директором перевозчика был назначен Александр Бурдин — бывший руководитель «Трансаэро». Общий объем долгов «ВИМ-Авиа» сейчас составляет около 7 млрд руб., а его рейсы выполняют другие компании. Басманный суд уже отправил прежних топ-менеджеров перевозчика под домашний арест до конца ноября, главного бухгалтера Екатерину Пантелееву и гендиректора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева обвиняют в хищении средств пассажиров. В качестве свидетеля по делу допросили даже главу Росавиации Александра Нерадько. О том, сможет ли новое руководство спасти авиакомпанию, в беседе с ведущей «Коммерсантъ FM» Натальей Боевой рассуждал главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

— Возможно ли в условиях российского рынка вернуть компанию к жизни?

— Первый вопрос, на который в данной ситуации надо ответить, это вопрос «зачем?», потому что авиакомпания — это не абстракция, это бизнес. У бизнеса есть хозяева, есть задача — извлечение прибыли, а сейчас прибыли нет, есть большие долги, которые в создавшихся условиях не очень понятно, как вернуть, хозяева уехали. Говорить о том, что на данный момент есть какие-то перспективы, очень трудно, а поддерживать компанию ради компании — это другие вопросы: за чей счет и, опять-таки, зачем?

— Как в подобных ситуациях принимаются решения по новой управленческой команде? Кто их назначает, если собственники выехали за границу?

— Я не знаю, как принималось решение в данном случае, но кто бы ни пришел во временное управление, задача сейчас очень простая — организовать работу по развозке пассажиров, задействовав флот компании, и подготовить ее к ликвидации, потому что, повторюсь, перспективы для существования бизнеса я не вижу, сейчас это не бизнес.

— То есть по большому счету это «Трансаэро-2»? И как тогда развивались события?

— Ну, тогда «Трансаэро» остановила свою деятельность. Единственное — возможности флота «Трансаэро» не задействовались, задействовался флот других перевозчиков, но, как и при любом банкротстве авиакомпании, решается вопрос развозки пассажиров, потом начинаются долгие и не самые приятные процедуры по ликвидации компании — иногда они могут длиться годами.

— Могут ли авиакомпанию подготовить к поглощению другими игроками?

— Для этого должен быть интересант, который хотел бы поглотить кучу долгов и проблем — сомневаюсь, что на рынке есть очередь из желающих на подобный актив. Уход «ВИМ-Авиа» — это снятие вопроса избыточного парка на рынке. Мы же в рыночной экономике, один из агентов рынка не выдержал и обанкротился — это бывает, и это не самый большой вопрос. «ВИМ» намного меньше «Трансаэро», которая была второй и была очень большой по российским меркам, ни к каким масштабным последствиям, кроме людей, которые попали в сложную ситуацию, это не привело и не приведет. Это просто банкротство одной из многочисленных российских компаний.

Вся лента