«Созданы необходимые условия для прекращения братоубийственной войны в Сирии»

Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган встретились в Анкаре

Президент России Владимир Путин в четверг провел переговоры с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Главы государств обсудили создание зон деэскалации в Сирии и референдум в Иракском Курдистане.

Президент России Владимир Путин (слева) и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

В Анкаре в четверг вечером прошли переговоры Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана: сначала тет-а-тет, а затем и в расширенном формате. В переговорах также приняли участие начальники Генштабов России и Турции — Валерий Герасимов и Хулуси Акар, спецпредставитель президента по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев, глава Национальной разведывательной организации Турции Хакан Фидан и многие другие.

Главной темой переговоров было сирийское урегулирование. «Несмотря на трудности, нам все-таки удалось добиться положительного результата. Считаю эти договоренности (достигнутые в ходе переговоров в Астане — “Ъ”) нашим общим, исключительно важным успехом. Успехом и нашего друга, господина Эрдогана»,— заявил Владимир Путин. Главы государств высоко оценили создание зон деэскалации. «Фактически созданы необходимые условия для прекращения братоубийственной войны в Сирии, окончательного уничтожения террористов и возвращения сирийцев к мирной жизни, к своим родным очагам»,— подытожил российский президент.

Также была затронута тема недавнего референдума в Иракском Курдистане. «Курдская региональная администрация Ирака, к сожалению, провела референдум, что привело к нежелательному региональному кризису. Данный референдум считается незаконным, согласно иракской Конституции и международному праву»,— заявил турецкий президент, добавив, что власти Иракского Курдистана «совершили большую ошибку».

Президенты обсудили возможность снятия запрета на поставки в Россию турецких томатов. Так, по словам Владимира Путина, работа министерств и ведомств стран позволила снять практически все имеющиеся ограничения по поставке в Россию турецкой сельхозпродукции. «Как результат — ее импорт из Турции за первое полугодие этого года вырос на 58,7%»,— резюмировал российский президент.

Еще одной темой стало сотрудничество в сфере энергетики. В частности президенты обсудили строительство газопровода «Турецкий поток» и атомной электростанции «Аккую». Владимир Путин заявил, что Россия намерена в короткие сроки запустить первый атомный энергоблок. «Одна из главных отраслей сотрудничества между нашими странами — энергетика. Мы придаем большое значение проектам АЭС "Аккую" и газопровода "Турецкий поток". Они продолжаются, и мы готовы придать им ускорение»,— сказал господин Эрдоган.

Напомним, что Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган уже разговаривали в понедельник — правда, по телефону. Однако главная интрига тогда заключалась в том, что российский президент скажет о проходящем в тот же день референдуме о независимости Иракского Курдистана. Господин Путин тогда заявил, что выступает за сохранение целостности Ирака и надеется на скорое разрешение конфликта. Но даже столь лаконичное заявление было обнародовано с задержкой: пресс-служба Кремля в своем сообщении не упомянула Курдистан вовсе, и лишь на следующий день Дмитрий Песков признал, что тема все же обсуждалась.

О том, что позиция Москвы по курдам добавит сложности и в отношениях с Турцией вообще и на сегодняшних переговорах в частности, “Ъ” сказал эксперт исследовательского института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко. «России, безусловно, важнее Турция, и поддержать референдум Москва не может,— сказал господин Малашенко.— С другой стороны, в России большая курдская диаспора и тесные дипломатические связи с Демократической партией Курдистана, то есть делать вид, что референдума не было вовсе, Москва тоже не может. А значит, придется молчать, но это молчание должно быть многозначительным».

Кирилл Кривошеев, Михаил Беляев

Вся лента