«В России нет цензуры, поэтому самиздата в понимании 70-х не существует»

Борис Куприянов, соучредитель «Фаланстера»

Нынешний самиздат несопоставим с тем, что существовал в СССР, сейчас это по большей части способ зарабатывать деньги на графоманах, подчеркивает соучредитель книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов.

Фото: Марк Боярский, Коммерсантъ

— Как можно оценить рынок самиздата?

— Надо сначала определиться, что им называть, потому что сервисы, помогающие автору издать его книгу,— это не самиздат в классическом понимании. Самиздат служил для распространения информации, чаще всего не своей, и сравнивать пользователя со Stihi.ru, который платит деньги за создание страницы в интернете, и людей, которые печатали самиздат раньше, сложно. Это разный посыл, разная форма и разное назначение. Одно дело, когда люди дома делают книгу, например, Мандельштама, а другое — когда все делают через сервис. Но сейчас действительно есть большое количество людей, которые готовы печатать книги за свой счет — либо с помощью тех же сервисов, либо через издательства.

— То есть в вашем понимании самиздат — это когда автор издает не свои произведения?

— Можно трактовать по-разному, но да, в России это понятие имеет вполне конкретные коннотации. Если мы хотим говорить о самиздате, мы не можем игнорировать значение, которое есть в русской культуре.

— И по сути, самиздата на рынке нет?

— В России нет цензуры, поэтому самиздата в понимании 70-х не существует.

— Вы у себя продаете книги, которые авторы сами финансируют?

— Какие-то да, но это зависит от качества книги. Часть книг нет смысла ставить, потому что автор предлагает продавать их за большие деньги, чем покупатели готовы платить, и качество текста не соответствует нашему представлению о литературе или публицистике. На издательских сервисах выходят разные книги, в том числе и очень качественные, но за всю историю сервисов у нас было не более десятка книг, которые были с помощью сервисов изданы и которые я сам просил авторов принести. Причем между выходом книги и их получением магазином проходили месяцы, поскольку сервисы не были в состоянии их быстро поставить.

— Как-то отличаются условия, на которых вы работаете с издательствами и авторами самиздата?

— Практически нет.

— Можно говорить, что сервисы самиздата зарабатывают только на авторах, а не на продажах?

— Да, там нет других способов заработка. Все сервисы вроде Proza.ru и Stihi.ru — просто способ зарабатывать деньги на графоманах, которые готовы платить за создание страницы в интернете условно $100. Помимо них есть еще огромное количество небольших типографий, в каждом регионе практически, которые зарабатывают на тех же графоманах и печатают за большие деньги их книги.

Интервью взяла Елизавета Макарова

Почему самостоятельные авторы в России все равно надеются на контракт с издательством

За пять лет мировой рынок самиздата в количественном измерении вырос в пять раз. Такие сервисы уже обгоняют традиционные издательства по числу наименований и совокупному доходу авторов и сокращают отрыв по объему продаж. В России доходы этого сегмента тоже растут, но составить серьезную конкуренцию традиционным издательствам он пока не может.

Читать далее

Вся лента