Третий не лишний

Как идет судебный процесс по иску «Югры» к ЦБ

Арбитражный суд Москвы привлек Агентство по страхованию вкладов в спор между «Югрой» и Центробанком, теперь организация станет третьим лицом в этом громком судебном процессе. Банк пытается обжаловать действия регулятора, который ввел в нем временную администрацию, мораторий на выплаты кредиторам и отозвал у него лицензию. Как может измениться ход дела?

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Адвокат «Югры», партнер фирмы «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры» Антон Александров заявил «Коммерсантъ FM», что привлечение АСВ имеет большое значение для развития процесса.

Антон Александров

Привлечение АСВ — это в целом положительный исход судебного заседания, поскольку это приведет к большей стабильности судебного акта и исключит возможности для его оспаривания со стороны организации в вышестоящих инстанциях. Также это позволит более подробно и всесторонне рассмотреть это достаточно непростое и важное дело. Основанием для введения временной администрации было как раз утверждение плана участия АСВ, некоторые его еще называют неким «планом спасения банка». Но исходя из тех доказательств, которые мы увидели, и утверждения самого Центрального банка, этот план по спасению одного из крупнейших банков был разработан за несколько часов 7 июля. Если план и существовал когда-либо, это была лишь какая-то формальная бумажка, которая никаким образом не могла привести к спасению банка, а служила одной единственной цели — сместить руководство банка и поставить временную администрацию.

Решение регулятора об отзыве лицензии у банка «Югра» пыталась оспорить Генпрокуратура, хотя в итоге надзорное ведомство и не стало участвовать в судебном споре с Центробанком.

Регулятор действовал непоследовательно, именно поэтому адвокаты «Югры» хотят увидеть все документы ЦБ, пояснил партнер московской коллегии адвокатов «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов: «План мер по спасению банка и решение комитета банковского надзора, безусловно, являются важными документами. Но позиция Банка России заключается в том, чтобы не предоставлять бумаги такого рода, — это уже случалось неоднократно, и, к сожалению, суд считает подобную практику нормальной.

Случай с банком «Югрой» — не первый, когда Центральный банк и Агентство по страхованию вкладов в течение нескольких часов на коленке пишут план мер по предупреждению банкротства, но назвать его таковым в истинном смысле язык не поворачивается».

Банк «Югра» не выполнял предписаний ЦБ, поэтому вряд ли сможет вернуть свою лицензию, считает руководитель отдела валидации рейтингового агентства «Эксперт РА» Станислав Волков: «Захват банка не имеет какого-то существенного смысла, тем более для Центрального банка. Здесь просто даже мотивации для подобных действий не видно. В банке «Югра» существовала серьезная проблема по кредитованию проекта собственников. С начала года был введен норматив, который ограничивает размер кредитования, связанный с акционерами банка сторон, 20% капитала организации. С высокой долей вероятности масштабы этого кредитования в «Югре» его превышали, что и стало одной из ключевых проблем банка. Это подтверждает и практика подобных судебных разбирательств.

В некоторых случаях решение ЦБ удавалось оспорить, но в итоге «восстать из пепла» не удалось ни одной из тех кредитных организаций, в отношении которых регулятор вводил санкции

«Югра» входил в топ-30 банков по объему активов. При этом ЦБ сообщил, что «дыра» в капитале организации достигла 86 млрд руб., а выплаты клиентам по системе страхования вкладов составили рекордные 170 млрд руб.

Полина Смертина

Вся лента