«Надо показать городу его героев»

Издатель Наталия Астапова – о достойных людях Самары и социальной нагрузке бизнесменов

Организатор ежегодной премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Самары и Тольятти» Наталия Астапова рассказала, зачем знакомить город с выдающимися личностями, для чего нужно формировать единое культурное и бизнес-пространство и почему быть знаменитым – не порок.

Фото: Кристина Штейнфилд

– Сложно ли найти известных людей в Самаре? Много ли их в городе?

– В Самаре много выдающихся имен, о которых хочется рассказать всему городу, показать, что мы живем рядом с теми, кто делает очень интересные вещи, и проникнуться уважением к их деятельности. Мы хотим представлять Самаре ее героев, которые проявляют себя с самых разных сторон, показывая свою душевную чистоту, интерес к бизнесу и связь с культурной составляющей, чтобы те, кто впервые познакомится с достижениями этих людей, смогли зарядиться эмоциями, энергией и желанием сделать что-то свое. В этом году на премию будут выдвинуты новые имена и герои, которые уже не первый раз попадают в число 50-тиноминантов: например, культуртрегер Сергей Баландин, организовавший в этом году первую самарскую триеннале. В рамках нее самарские художники «перенесли» свое творчество из музеев в гаражи и жилые дома.

– Борис Пастернак сказал: «Быть знаменитым некрасиво». Номинанты этого года разделяют его точку зрения?

– Многие из тех, кому в этом году предлагалось в рамках премии рассказать о себе, спрашивали: «Зачем обо мне говорить? Я просто работаю!» Поэтому попутно мы старались пробудить в людях, с которыми знакомим город, осознание того, что они делают важное дело, о результатах которого нужно заявить читателям. Это относится и к представителям науки, и к сфере бизнеса. Тонкость таких людей – в их интеллигентности.

– Аналогичные премии, посвященные известным людям, есть и в других регионах. Что отличает Самару на фоне других городов?

– В Самаре много известных людей представлено в сферах, которые не заявлены в таких крупных городах, как Челябинск, Новосибирск или Казань. Взять, к примеру, социальную сферу: у нас немало тех, кто занимается благотворительностью и совершенно не хочет говорить о своей работе. В этом году мы считаем настоящим прорывом, что у нас получилось убедить трех представителей этого направления выйти из тени. Нам очень хочется рассказывать о тех, кто просто так, от души, заботится о других людях или животных, делая это вовсе не для того, чтобы кому-то что-то доказать. Активная работа в социальной сфере – то, чем Самара выделяется на фоне других городов.

– Достижения самарцев в каких сферах остались без внимания в этом году?

– Архитектура и дизайн. В этом году не удалось заявить представителей этого направления, но в следующем мы собираемся это исправить и наградить достойных. В планах есть и знакомство публики со стартапами, которых в городе очень много. С другой стороны, в этом году у нас собралась очень серьезная компания в номинациях «Наука» и «Спорт».

– В рамках премии представлено много творческих людей. Но вы и сами очень разносторонняя личность, у которой за плечами 20 лет работы в медицинской сфере и серьезные занятия вокалом в Венской консерватории. Ощущаете ли вы себя хоть немного героем?

– Некоторым важным вещам, которыми занимаются герои премии этого года, есть место в моей жизни и в жизни моего супруга – партнера крупной юридической компании Юрия Астапова. Например, благотворительность: по возможности мы стараемся поддерживать людей, которым это необходимо. Есть в планах и дальнейшее развитие бизнеса, в частности, создание издательского дома, который будет выпускать книги и журналы. И тут вопрос не в коммерции, а в повышении культурного уровня города.

– Есть ли у вас задача сформировать таким образом единое культурное и бизнес-пространство Самары, на отсутствие которого часто жалуются представители этих сфер?

– Такая идея действительно есть, и мы воплощаем ее через разные проекты. Например, круглые столы на различные темы: в частности, сегодня в нашем офисе соберутся лучшие стоматологи города. Таким образом, мы стараемся объединить представителей разных сфер: я уже много лет пытаюсь донести до медицинского бизнес-сообщества, что нельзя быть просто конкурентами. Надо понимать, что мы работаем в одной сфере и все делаем для людей. Это главная задача, и если она нас объединяет, можно найти любые способы для ее воплощения.

– Таким образом, бизнес должен нести социальную нагрузку?

– Да, нужно повернуться к миру лицом, сказать, что мы есть и начать с разговора с людьми об их проблемах. А каждый представитель бизнеса, связанный с социальной сферой, знает об этих трудностях не понаслышке.

Беседовал Георгий Портнов

Вся лента