Анкетные данные

В качестве главного критерия составления рейтинга "600 крупнейших компаний России" принят показатель, характеризующий объем реализации продукции (работ, услуг) в 2016 году. В случаях, когда в силу специфики деятельности компаний этот показатель не может быть применен (например, для банков, страховых и лизинговых компаний, негосударственных пенсионных фондов), используются данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу. Для более полной картины в списке приведены и другие характеристики: объем реализации продукции за 2015 год, объем реализации за 2016 год в долларах США, прибыль до и после налогообложения за 2016 год, тип отчетности.

Рейтинг получил заключение PwC в 1999-2001, 2004-2017 годах.

Участие в рейтинге почти не имеет ограничений отраслевого характера. В результате в него вошли компании практически из всех основных сфер экономики. С 2017 года в рейтинг также включаются негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и лизинговые компании. Места компаний в рейтинге определялись путем их ранжирования по объему реализации продукции (работ, услуг) в 2016 году.

В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под этим термином понимается следующее.

Для компаний, занятых в сфере промышленности, АПК, телекоммуникаций, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, строительства и т. д.,— объем выручки от продаж продукции (товаров, работ, услуг за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

Для банков: сумма процентных и комиссионных доходов (до вычета расходов). Источником этих данных являлась бухгалтерская отчетность, подготовленная только по стандарту МСФО.

Для страховых компаний: если используются показатели финансовой отчетности по МСФО — сумма подписанных страховых премий (за вычетом премий, переданных в перестрахование) и результата от инвестиционной деятельности (доходы за вычетом всех, кроме процентных, расходов); если используется бухгалтерская отчетность по РСБУ — сумма подписанных страховых премий (за вычетом премий, переданных в перестрахование) и результата от инвестиционной деятельности (доходы за вычетом расходов), без учета данных по ОМС.

Для НПФ: сумма взносов по пенсионной деятельности и доходов за вычетом расходов по инвестиционной деятельности. Источником этих данных являлась бухгалтерская отчетность банков, подготовленная только по стандарту МСФО.

Для лизинговых компаний: сумма процентных доходов от финансового лизинга, прочих процентных доходов и доходов от операционной аренды. Источником этих данных являлась бухгалтерская отчетность, подготовленная только по стандарту МСФО.

В тех случаях, когда в списке оказывались холдинги, их дочерние компании в список уже не включались во избежание двойного счета.

При пересчете выручки компании за 2016 год в другую валюту использовался средневзвешенный курс ЦБ РФ 66,83 руб./$, а при пересчете выручки за 2015 год — 61,32 руб./$.

При прочих равных условиях приоритет отдавался данным отчетности, подготовленной в соответствии со стандартами МСФО или US GAAP, а также анкетным данным компаний. Если анкетные данные не подтверждались копией отчетности по соответствующему стандарту и таковая не обнаруживалась в открытом доступе в других источниках, отчетность считалась управленческой по соответствующему стандарту (для РСБУ — просто "управленческая").

В случае, когда структура компании претерпела существенные изменения, кардинально повлиявшие на объемы выручки, полученной за год, предшествующий году составления рейтинга, информация о темпе прироста объема выручки от продаж в рейтинге не публикуется.

Сбор данных о компаниях осуществлялся в три этапа. Первый — подготовительный. На основе рейтингов прошлых лет, статистической отчетности за 2016 год, оперативной статистической отчетности, сообщений СМИ был составлен список компаний--потенциальных участников рейтинга. После предварительного отбора в нем было оставлено около 1 тыс. компаний. На втором этапе был проведен опрос компаний--кандидатов в рейтинг. Запрашивались основные показатели деятельности за 2016 и 2015 годы. Наконец, на третьем этапе пробелы в собранной информации были восполнены за счет данных Росстата и корпоративных сайтов в интернете.

Для подготовки рейтинга использовалась информация Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, представленная в "Системе профессионального анализа рынков и компаний" агентства "Интерфакс".

Над рейтингом работали: Дмитрий Гришанков (руководитель проекта), Дмитрий Кабалинский, Федор Жердев, Вартан Ханферян, Анастасия Бактызина, Станислав Волков, Марина Мусиец, Екатерина Корешкова, Руслан Коршунов, Александр Сараев, Денис Стукан, Иван Уклеин, Алексей Янин

Вся лента