Запретная связь

Digital

На фоне принятия "пакета Яровой", споров о границах регулирования свободы в интернете, переписки главы Роскомнадзора с Павлом Дуровым о блокировке Telegram в России бизнес продолжает искать наиболее эффективные формы использования социальных сетей. Кто-то отказывается от коммуникации с помощью e-mail в пользу мессенджеров, другие с их помощью уже продают автомобили. Эксперты, впрочем, уверены: важные бизнес-процессы не завязаны на виртуальные сервисы, а блокировки довольно просто обойти.

Роскомнадзор ищет подвох во многих местах

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Алина Третьякова

С начала года Роскомнадзор внес в Реестр запрещенных более 91 тыс. сайтов и отдельных страниц. Из них, по данным ведомства, в настоящее время блокируется более 35 тыс.

В июне прошлого года был принят пакет "антитеррористических" законопроектов, так называемый "пакет Яровой" (внесен депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым). Комплекс поправок поднял волну недовольства и протестные акции, вызвал массу споров о границах регулирования виртуального пространства. Операторы связи с 2018 года будут полгода хранить все записи звонков и сообщения пользователей, а использующие метод шифрования данных сервисы обязаны будут по требованию ФСБ расшифровывать любую информацию клиентов.

Этим летом к обсуждению темы ограничения свободы в интернете вернулись на фоне открытой переписки между руководителем Роскомнадзора Александром Жаровым и основателем Telegram Павлом Дуровым. Тогда глава ведомства пригрозил, что если господин Дуров не раскроет регистрационные данные компании, мессенджер заблокируют в России. В итоге основатель Telegram сообщил, что все необходимые Роскомнадзору данные "есть в открытом доступе", и сервис, наконец, был официально зарегистрирован.

Внимание клиентов и партнеров большинства компаний смещается в различные мессенджеры и социальные сети, а собственники замечают всеобщую диджитализацию, утверждает генеральный директор компании "Облакотека" Максим Захаренко. "Все блокировки популярных сетей под предлогом борьбы с экстремизмом и терроризмом просто отбрасывают нас обратно в прошлое",— уверен он.

Экономия времени

По данным исследовательской компании Mediascope, на которую в мае ссылался "Ъ", самым популярным мессенджером в России является WhatsApp с аудиторией более 10 млн активных пользователей, на втором месте — Viber (используют более 8,6 млн человек). По данным сервиса Combot, аудитория Telegram в феврале достигла 6 млн русскоязычных пользователей.

Различные мессенджеры с функцией конечного шифрования плотно вошли в жизнь делового сообщества, замечает генеральный директор исследовательской компании MAR Consult Дмитрий Шиманов. "Они позволяют сохранить конфиденциальным общение между партнерами и другими стейкхолдерами, не распространяют личную информацию о предпочтениях и поведении, которая потом используется для таргетированной рекламы",— добавляет господин Шиманов.

CEO сервиса по поиску трансфера и аренды автомобилей GetTransfer Александр Сапов утверждает, что 80% обмена информации с клиентами и перевозчиками компании проходит через Facebook, Telegram, WhatsApp и встроенный в сайт сервиса чат.

"В нашей команде Telegram является основным каналом общения. Все рабочие чаты находятся именно здесь. В Facebook быстро и удобно искать профессиональные контакты",— делится руководитель службы Social Media Альфа-банка Валентин Васин.

По словам управляющего директора инвестгруппы "Норд-Капитал" Михаила Ханова, в Telegram у сотрудников компании заведены рабочие чаты по таким направлениям, как маркетинг, продажи, проекты, а с помощью Facebook они рассматривают потенциальных партнеров — "кто они и что они".

Мессенджеры, заключают собеседники BG, ускоряют процесс коммуникации с клиентами и внутри компании, позволяют оперативнее решать текущие вопросы.

Прыжки через забор

"Такие HR-процессы, как рекрутмент, бренд работодателя, уходят в виртуальное пространство. Через мессенджеры удобно осуществлять коммуникацию с кандидатами, это ускоряет процесс подбора",— согласен Альберт Мицевич, руководитель отдела по работе с персоналом онлайн-сервиса микрокредитования "Честное слово". До ноября прошлого года осуществлять перечисленные функции помогала и социальная сеть LinkedIn, ныне заблокированная в России. Компания отказалась локализовать на территории страны собственные серверы с информацией о зарегистрированных российских пользователях, которых в начале 2016 года насчитывалось около 5 млн.

Блокировка LinkedIn сильно снизила охват аудитории соискателей на вакансии, отмечает господин Мицевич. Более того, многие игроки, работающие за рубежом, оказались к этому не готовы. "Наша компания предлагает услуги карьерного консультирования менеджерам преимущественно западных и крупных российских компаний. Для продвижения и построения бренда мы изначально использовали LinkedIn до печального ноября 2016 года. В декабре мы вдруг оказались совсем без продаж",— признается Екатерина Горшкова-Бекетова, партнер Beketov Group.

Работодатели утверждают, что соцсеть LinkedIn служила универсальным инструментом рекрутинга. "Многие программисты, тестировщики использовали именно эту социальную сеть для поиска работы. Компании находили сотрудников и оценивали их профессиональные компетенции в LinkedIn. Мы работаем с государственным сектором и не можем обходить его блокировку. Это привело к потере одного из эффективных HR-каналов и несколько усложнило нашу работу",— делится директор по персоналу IT-компании "Нетрика" Юлия Саландаева.

Часть аудитории, такими ограничениями не связанная, продолжает использовать социальную сеть с помощью анонимайзеров и VPN-сервисов. "Пока мы искали альтернативные каналы продаж, к середине января пользователи LinkedIn начали обеспечивать себе доступ через VPN, и ситуация постепенно пришла в норму",— рассказывает госпожа Горшкова-Бекетова.

Генеральный менеджер компании "Марвел-Дистрибуция" Константин Шляхов утверждает, что возможность находить нужные контакты в сети LinkedIn была бесценной. "Особенно это касалось зарубежных вендоров. К сожалению, в этом вопросе альтернативы ему до сих пор нет",— добавляет он.

Свое дело — своя сеть

Большинство крупных современных компаний стремится к созданию внутреннего корпоративного портала, то есть собственной социальной сети. "В нашем случае интранет развернут на базе популярной платформы "1С-Битрикс". Внутренняя социальная сеть оказалась довольно жизнеспособным проектом. Ею пользуются те, кто в принципе привык к общению в социальных сетях, а также те, кто оценил удобство совместного защищенного доступа к информации. И если есть еще коллеги, которые по каким-то своим причинам не регистрируются на Facebook или LinkedIn, то в интранете они, как правило, чувствуют себя свободнее: работодатель и так обладает персональными данными сотрудников, а значит, проблема Большого брата неактуальна",— делится опытом Константин Шляхов.

Компания Mango Office, обеспечивающая бизнес облачными сервисами для коммуникаций, создала собственный корпоративный мессенджер — MangoTalker, работающий как на мобильных устройствах, так и в десктопной версии. Сервисом пользуется 23% из 40 тыс. клиентов компании. "Где бы ни находился сотрудник, он всегда остается в периметре рабочих коммуникаций и не зависим ни от конкретного устройства, ни от собственного местоположения. Доступ к переписке и звонкам можно получить исключительно при наличии корпоративной учетной записи: сообщения и звонки шифруются. При этом руководитель в любой момент может проверить, кому и какой файл или сообщение были отправлены, с кем и о чем говорили сотрудники. Вся информация находится в облачном хранилище, звонки проходят через виртуальную АТС, попадают во все статистики и при необходимости записываются",— рассказывает руководитель отдела маркетинга Mango Office Андрей Козловский.

Вся лента