Математик времени

21 сентября 1908 года Герман Минковский выступил с докладом «Пространство и время»

«С этого часа независимые понятия пространства и времени должны полностью уйти в прошлое, а мы должны думать лишь о том или ином виде их союза. Трехмерная геометрия становится главой четырехмерной физики», - провозгласил профессор Геттингенского университета Минковский в своем знаменитом докладе на съезде немецких естествоиспытателей и врачей в Кельне

Фото: Wikimedia

Минковский родился в «черте оседлости» евреев Российской империи. В юношеском возрасте эмигрировал из России, учился в Германии и Франции, преподавал математику в Швейцарской высшей технической школе Цюриха, а потом в Геттингенском университете. Он был одним их тех ученых, которые на рубеже XIX и XX веков первыми почувствовали, что классическая физика исчерпала свои возможности для объяснения накопившихся экспериментальных данных. Из них следовало, что при скоростях близких к скорости света законы механики Ньютона не соблюдаются и в обычную для физики трехмерную систему координат надо добавить четвертую координату – время.

Именно Минковский обосновал формальное математическое равенство трех пространственных координат с временной переменной. Появление статьи Эйнштейна в 1905 году, в которой было доказано фактически то же самое, было для него неожиданностью. Но на приоритет своего бывшего студента, которому он преподавал математику в Цюрихе, Минковский никогда не покушался. Напротив, сделал все возможное для популяризации теории Эйнштейна. В 1907—1909 годах Минковский выступил с рядом статей и лекций, где предложил так называемую «геометродинамику» — четырёхмерную математическую модель теории относительности, а в 1909 году вышла его книга «Пространство и время». Альберт Эйнштейн, со своей стороны, исключительно высоко ценил вклад Минковского в развитие его теории и всегда это публично подчеркивал.

Выступление Минковского на съезде в Кельне было одной из самых знаменитых пиар-акций, как сказали бы сейчас, новой релятивистской физики. После него о новой физике заговорили не только ученые, но и люди далекие от науки. Даже не понимая сути теории относительности (а ее до конца не понимали даже многие крупные физики того времени), общество почувствовало, что мир накануне серьезных перемен. И это чувство, увы, не обмануло, физика вышла на принципиально новый уровень. Разрушив мировосприятие старого уютного мира, она оказалась способной в буквальном смысле уничтожить мир новый. Сам Минковский до этого времени не дожил, в возрасте 44 года он умер от аппендицита.

Сергей Петухов

Вся лента