Банк широкого профиля

Зачем привлекать кредитные организации к оказанию госуслуг

Паспорт гражданина России или водительские права можно будет получить в Сбербанке — в 2019 году кредитная организация начнет предоставлять госуслуги и будет работать в том числе как многофункциональный центр. Об этом в рамках Восточного экономического форума сообщил вице-президент Сбербанка Андрей Шаров. Привлечение банковского сектора к оказанию госуслуг — это обременение для бизнеса или новые возможности?

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Пилотный проект стартует уже в этом году в нескольких регионах страны, заявили «Коммерсантъ FM» в пресс-службе банка. Программа реализуется по поручению федерального правительства.

Заместитель главного редактора портала Banki.ru Семен Новопрудский отмечает, что участие в проекте выгодно для кредитной организации: «Нынешнее руководство Сбербанка постоянно говорит, что банки утрачивают свои привычные функции, что уцелеет тот, кто будет трансформироваться. Вот еще одна выгода для Сбербанка — получив формат МФЦ, он, конечно, получит доступ ко всем базам данных, получит еще большую информацию о потенциальных и реальных клиентах. В целом то, что банки будут брать на себя нетипичные функции, понятно, к этому и движется развитие банковского бизнеса. Вопрос только в том, будут ли они подменять собой именно государство, потому что в данном случае речь идет о государственных функциях, которые выполняют государственные органы».

Доступ банковского сектора к персональным данным может повлечь изменения в российском законодательстве, заявляет старший юрист фирмы «Стрим» Мария Понаморева. Однако эксперт напоминает, что кредитные организации часто подвергаются атакам мошенников или хакеров, и законодателям предстоит проработать вопросы информационной безопасности: «Здесь вопрос: будут ли работники Сбербанка таким же придаточным звеном или перейдут на другую ступень и станут в том числе и государственными служащими, имеющими доступ к бланкам строгой отчетности. Если это касается выдачи заграничных паспортов, то это и биометрические данные — сбор, обработка и прочее. Безусловно, это масштабно, и в том числе повлечет за собой внесение изменений в федеральное законодательство. Прежде всего, нужно будет подумать о безопасности, а потом уже о функциях, которые можно будет реализовывать. Все мы знаем, что Сбербанк — самый крупный банк, и чаще всего мошенники оперируют именно с его банковскими картами. Если сотрудники будут иметь доступ к биометрическим данным, не вызовет ли это еще одну волну мошенничеств».

Новые полномочия кредитная организация получит прежде всего в тех регионах, где наблюдается дефицит многофункциональных центров.

Анна Пестерева

Вся лента