«Интриги не будет»

Дмитрий Дризе — о предвыборной кампании

КПРФ и партия «Яблоко» обещают в самое ближайшее время представить предвыборные программы своих кандидатов. Наблюдатели считают, что и Кремль должен скоро высказаться на выборную тему. Но главный вопрос остается — как поднять явку избирателей. Ранее в администрации президента опровергли информацию, что так называемым спарринг-партнером основного кандидата станет женщина. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что никакого креатива от власти ждать не стоит.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Наступил сентябрь – новый политический сезон открыт. Несмотря на то, что официально кандидат от власти не объявлен, считается, что предвыборная кампания идет полным ходом. И ни у кого уже давно сомнений не вызывает, кто будет главным участником гонки.

Но остается вопрос: как привести народ на выборы? Проще говоря, от власти ждут некий креатив, каких-то нестандартных решений, чтобы увеличить явку избирателей. Среди главных вызовов предстоящей кампании называется слабый интерес электората, в том числе и со стороны молодежи. Простая арифметика: чем меньше граждан страны придет на участки – тем ниже легитимность выборного процесса, даже если главный кандидат получит 86% поддержки.

Однако пока тишина, никаких новых подходов к выборам не предлагается. Все идет по привычному сценарию: Владимир Путин много ездит по стране и встречается с избирателями, оппоненты те же — их состав не меняется годами. Активен разве что Алексей Навальный, но его участие на сегодня крайне маловероятно.

Казалось бы, в этом году в обиход прочно вошли два понятия: «спарринг–партнер» и «70 на 70». В первом случае имелся в виду некий новый кандидат, во втором — явка на результат. Кремль эти выводы в итоге опроверг, заявив, что главная задача — провести честные и прозрачные выборы. В том же ключе высказывается и глава ЦИК Элла Памфилова, хотя она и внесла некоторое разнообразие своими тезисами об участии в выборах Алексея Навального. Конечно же, подобное невозможно, разве что случится чудо. В этом и есть некоторая тонкость — в современной России чудеса иногда случаются. Тем более, применительно к ситуации с Навальным.

Видимо, чтобы потенциальный электорат совсем не заскучал, периодически появляются разные слухи. Вот вдруг — как гром среди ясного неба — прозвучало, что тем самым спарринг-партнером станет женщина, да и не кто-нибудь, а сама Ксения Собчак — такое решение якобы принято в Кремле.

Однако информация была с гневом опровергнута самой Ксенией Собчак в беседе с «Коммерсантъ FM», а затем и администрацией президента. Хотя информационное поле встрепенулось — действительно неожиданный поворот.

Кстати, время от времени появлялись совсем экзотические варианты способов поднять явку — например, обсуждалась организация специальных сервисов знакомств, смысл которых в том, что найти свою половину можно лишь при условии участия в голосовании.

Скорее всего, никаких нестандартных шагов мы так и не увидим, разве что постараются федеральные телеканалы – запустят креативные ролики. Всегда есть возможность привлечь известных артистов, организовать буфеты и распродажи по сниженным ценам.

А в политическом плане остается сплотиться вокруг власти в условиях внешнего окружения, которое с каждым днем становится все враждебнее.

Так что никакой интриги не будет. Зачем лишний раз что-то придумывать, когда кандидат и так побеждает? И главное, что, кроме Навального, потенциальные спарринг-партнеры не очень активны — зачем участвовать, если победить не можешь по определению?

Вся лента