Лайк в бюллетене

Как ЦИК намерен увеличить явку на выборах

Россиян будут завлекать на президентские выборы флешмобами и конкурсами селфи. Центризбирком подвел итоги тендера на информационное сопровождение избирательной кампании 2018 года, сообщает газета «Ведомости» — победило пиар-агентство «ИМА-консалтинг», которое, среди прочего, предложило спецпроект по продвижению выборов в интернете. Привлекать пользователей соцсетей к голосованию планируется за счет конкурсов на лучшее селфи с участков, флешмобов «Добеги до выборов» и интернет-мемов, например, «Куда ушел Малахов? На выборы». За свою работу исполнитель запросил около 40 млн руб. Делает ли ЦИК ставку на интернет? И что власть может получить в итоге?

Фото: Кирилл Кухмарь, Коммерсантъ

Генеральный директор «Има-консалтинг» Вартан Саркисов пояснил «Коммерсантъ FM», что акцент на всемирной паутине и социальных сетях — необходимый шаг в нынешних условиях, когда около трети избирателей принадлежат к интернет-аудитории: «Задача одна — организовать всестороннее масштабное информирование избирателей о приближающихся выборах президента. Она тесно связана с задачей повышения мотивации избирателей принять участие в этом голосовании. Мы, скорее всего, будем использовать всю палитру коммуникационных и информационных каналов. Что касается социальных сетей, конечно, в течение последних пяти лет они бурно развиваются, и в этом смысле их использование будет более активным. Это канал, информационно направленный, прежде всего, на молодежь. В голосовании могут принять участие 113 млн избирателей, и из этого числа практически 27-28% — это люди младше 34 лет. Так что, социальные сети и интернет в этой кампании будут играть особую роль, потому что понятно, что это каналы для того, чтобы достучаться именно до этой целевой аудитории».

Как отмечают «Ведомости», в заявке «ИМА-консалтинг» социальные сети «В Контакте» и «Одноклассники» упоминаются как основные площадки популяризации выборов. При отсутствии реальной политической конкуренции в 2018 году власти больше нечего предложить молодежи, кроме конкурсов и призов, и определенную часть избирателей это может привлечь, считает специалист по политическому пиару Андрей Зверев: «Избирательная кампания интересна только тогда, когда идет столкновение интересов, есть конфликт. Избирком вынужден вмешиваться, когда она проводится по референтному типу, и в ней нет никакой интриги. Так что, ЦИК таким способом работы, в том числе в социальных сетях, пытается привлечь на выборы молодежь. Это, скажем так, искусственный маркетинг, когда пытаются «продать» товар, который потребителям не особо и нужен, и для этого его упаковывают в привлекательную для молодежной аудитории обертку. Данная модель может отчасти стимулировать избирателей на выборах. Ведь молодые люди, понимая, что не могут реально повлиять на результат, все-таки примут участие в избирательной кампании в расчете на небольшие бонусы».

Повышать явку на президентские выборы нет необходимости, полагает политолог Андрей Колядин. По его мнению, ставка на интернет-аудиторию может оказаться не на руку Кремлю: «Я думаю, что на президентские выборы, даже если ничего не делать, придет не менее 60% населения. Конечно, можно привлечь к ним внимание, используя интернет, но это может привести к печальным последствиям. Например, пользователей начнет заваливать рекламой, и если она будет сделана непрофессионально, то будет только раздражать. Нужно понимать, зачем каждый из пунктов этой кампании нужен, и вовремя останавливать те процессы, которые идут ей во вред. Например, привлекать сторонников — это правильно, а привлекать всех подряд — нет. Потому что в таком случае речь идет и о противниках конкретного кандидата, которые начинают вносить некий диссонанс в конечный выборный продукт».

Как отмечает газета «Ведомости», компания «ИМА-консалтинг» уже выигрывала конкурс на информационное сопровождение выборной кампании 2008 года. Тогда избирателей привлекали на участки слоганами «Голосуй, не комплексуй!», «Найди время выбрать будущее» и «Чтобы выбор был правильным, его надо сделать».

Григорий Колганов

Вся лента