Граница залива

Долгое время соседство Владивостока с Амурским заливом казалось не таким гармоничным, как могло бы быть. Город закрывался от большой воды, принадлежавшей в основном Тихоокеанскому флоту. Но времена меняются: столица Приморья начала привыкать к внешнему миру и обещает открыть своим жителям и гостям обновленные набережные.

Набережные во Владивостоке становятся излюбленным местом горожан

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Халиль Аминов

Владивосток — город, сосредоточенный на своей внутренней жизни. Хотя все должно было быть иначе. Приморская столица, распластавшаяся вдоль Амурского залива, имела все возможности, чтобы стать восточным Хельсинки, где Финский залив — одна из городских доминант. Но Владивосток, находясь у большой воды, в отличие от других портовых городов, открытых миру, в силу исторических причин закрылся от внешнего влияния. В конце 1940-х годов город стал центром Тихоокеанского флота, что и задало тон его дальнейшему развитию, а точнее замкнутости. Но сейчас город больше открыт внешнему миру, чем, скажем, 30 лет назад, и у его жителей появилась потребность в современных общественных пространствах.

Парадоксы прогулок

Городские власти ответили на запрос жителей Владивостока, благоустроив набережную Цесаревича, что в историческом центре столицы Приморья. Эта набережная выводит пешехода прямиком к построенному проходившему в сентябре 2012 года саммиту АТЭС вантовому мосту через бухту Золотой Рог на остров Русский — это новый символ города, легко узнаваемый гостями. Кроме того, по инициативе властей западнее набережной Цесаревича власти Владивостока совместно с краевой администрацией инициировали создания "Тропы здоровья", идущей вдоль бухт Амурского залива. Другое название этого проекта — "Берег здоровья". Местные жители дали этому маршруту свое название — "Тропа желтых человечков": именно они нарисованы на асфальте и являются ориентиром для пешеходов. Как рассказали BG в городской администрации, проект "Берег здоровья" предполагает создание пешеходной дорожки от Токаревской кошки до Второй Речки. По сути, он должен пройти через полгорода. Пока реализован первый этап — от Спортивной набережной до Морского госуниверситета (МГУ) имени Невельского протяженностью 2 км. По этому маршруту пешеходам открывается вид на Спортивную гавань. Далее, минуя мыс Бурный, можно выйти на бухту Федорова.

"Набережную Цесаревича у нас благоустроили — это интересный формат в том плане, что там начали тусить (горожане.— BG)... Обычно мы, когда выбираемся семьей в город, все-таки на Цесаревича едем" — это слова 28-летнего местного архитектора, приведенные в антропологическом исследовании КБ "Стрелка". В этом году КБ "Стрелка" по заданию АИЖК начало разработку дизайн-проекта благоустройства ключевых общественных пространств Владивостока. Речь идет практически об открытии города как морского центра, где набережные плотно вплетены в местный ландшафт. КБ предлагает благоустроить набережные, которые, собственно, и составляют маршрут "Тропы здоровья", говорит главный архитектор "Стрелки" Анна Шевченко, курирующая от КБ создание дизайн-проекта. Как только концепция будет готова, разработанные предложения представят местным властям, которые и должны решить, насколько предлагаемый проект оптимален для Владивостока, и найти источники финансирования. Безусловно, проекты будут представлены на суд горожан, которым предстоит одобрить план развития набережных.

Между тем горожане, испытывающую острую необходимость в развитии общественных пространств, убеждены: во Владивостоке в силу специфики ландшафта должны активно развиваться набережные, где пешие прогулки менее затруднительны. Как показал опрос горожан, проведенный "Стрелкой", из-за существенных перепадов высот во Владивостоке особенно сложно молодым мамам, поскольку гулять по такой местности с колясками — сущее испытание. Ситуация может измениться с благоустройством набережных, поскольку на побережье рельеф более или менее комфортен для пеших прогулок. "Парадоксально,— резюмируют в своем исследовании эксперты "Стрелки",— но приморский город не имеет сплошной прогулочной зоны вдоль залива — создание и обустройство подобного общественного пространства часто встречается в списке пожеланий горожан". Между тем опрос горожан показал, что в столице Приморья толчком к развитию общественных пространств, включая набережные, послужил саммит АТЭС.

От "Мумий Тролля" до тигров

Разрабатываемый "Стрелкой" дизайн-проект предполагает благоустройство 5,35 км набережных в западной части Владивостока, поясняет Анна Шевченко. По ее словам, территория благоустройства разделяется на пять площадок (см. подробнее таблицу). Первый этап предполагает благоустройство улицы Набережной от улицы Светланской до Красноармейского переулка. Это небольшой участок протяженностью 700 м, но очень важный с точки зрения развития городского пространства: здесь планируется проводить крупные городские мероприятия. Площадь к северу от улицы Набережной одинаково популярна зимой и летом — такой вывод специалисты сделали на основе интенсивности фотофиксаций пользователей социальных сетей. В то же время, продолжает Анна Шевченко, остальные территории нуждаются в развитии инфраструктуры.

Сейчас, как отмечают в "Стрелке", фактическое состояние этого участка отмечается низким качеством среды из-за грязного пляжа, совершенно нет никакой связи с соседними территориями, например набережной Амурского залива. Более того, отсутствуют пешеходные связи между пляжем и Набережной улицей, дизайн временных сооружений, где располагаются кафе и заведения стрит-фуда, давно устарел. КБ предлагает серьезный апгрейд территории. "На наш взгляд, здесь уместен естественный бассейн, учитывая, что в этой части города местные жители любят заниматься водными видами спорта,— продолжает Анна Шевченко.— Замена временных сооружений на постоянные объекты с современным дизайном, а также создание пешеходной связи между пляжем и Набережной улицей позволят горожанам и туристам проводить здесь больше времени". Но у популярности есть и оборотная сторона: приток посетителей вынуждает оптимизировать парковочное пространство в городе, где ситуация с дорожным трафиком остается серьезной проблемой. В итоге этот участок может стать городским пляжем для водно-спортивных развлечений с круглогодичной событийной программой. В "Стрелке" рекомендуют создать здесь же променад со смотровыми площадками.

Параллельно, как считают в КБ, необходимо разработать сценарий круглогодичного использования реконструируемых набережных. Это, кстати, немаловажный фактор: как показывает опыт благоустройства в других городах, включая Москву, первое время обновленные пространства воспринимаются жителями нейтрально, а подчас даже враждебно. Это явление вполне объяснимо: горожане, живущие, скажем, рядом с заброшенным парком или прудом, давно наладили свою ежедневную жизнь с учетом этого соседства, например по утрам выгуливают собак на тихой аллее или устраивают приватные пикники у водоема. Благоустройство же предполагает разрыв этого шаблона и привлечение к общественным пространствам, прошедшим апгрейд, большого количества посетителей.

Такая же история и с набережными во Владивостоке: горожане, возможно, не сразу воспримут предложенные улучшения. В этом случае, уверены урбанисты, необходимо воспользоваться знакомыми жителям и гостям города культурными кодами. Во Владивостоке в набор городской идентичности входит, например, военно-морской флот. Ежегодно 31 июля в акватории Амурского залива проходят парад и показательные выступления военных. Те же антропологические исследования показывают, что жизнь владивостокцев тесно связана с большой водой. Каждый опрошенный местный житель при упоминании Амурского залива или бухты Золотой Рог сразу же вспоминал семейные традиции, связанные с большой водой. Более того, настоящий житель Владивостока, как принято считать среди горожан, должен по силуэту сразу отличить ракетный крейсер от противолодочного корабля. Точно так же настоящий горожанин должен уметь отличать блюда корейской кухни от китайской. Подобные коды идентичности позволяют проводить на набережных мероприятия, связанные с флотом, и фестивали уличной еды, ставшие в последнее время популярными среди жителей других городов.

Есть у Владивостока и свои звезды — группа "Мумий Тролль" и тигры. Причем фронтмен группы Илья Лагутенко представляет в России Международную коалицию по защите тигров. А для владивостокцев этот зверь особенный: он считается символом не только города, но и всего Приморского края. Каждый год во Владивостоке проводится День тигра — в городе недалеко от набережной есть даже памятник этому зверю. Эти факторы, как и наличие локальных достопримечательностей (маяки и те же сопки), позволяют проводить в городе массу интересных мероприятий, которые могут вдохнуть новую жизнь в набережные.

Ворота города

Практически все гости приморской столицы прибывают сюда через вокзал, откуда по 1-й Морской улице можно дойти практически до мыса Бурного. С восточной части вокзала открывается вид на Золотой Рог и мост через бухту, построенный к саммиту АТЭС. "Любой приехавший во Владивосток должен иметь возможность попасть от вокзала к набережным. С точки зрения первого впечатления о городе это важный фактор: турист сразу видит одну из важных достопримечательностей города — залив, опоясанный современными набережными",— говорит один из основателей голландского архитектурного бюро OKRA Баудевейн Алмекиндерс, консультировавший КБ "Стрелка" при подготовке дизайн-проекта набережных столицы Приморья. Но текущее состояние этого пространства — яркий пример того, как много лет город развивался стихийно.

"По сути, пространство от 1-й Морской улицы до площади перед вокзалом, включая Алеутскую улицу, должно превратится в главный транспортный узел города",— говорит Анна Шевченко. Это место и сейчас является главными воротами города: здесь по соседству находятся морской и железнодорожный вокзалы, но, выйдя из них, гости города сразу же попадают на площадь, заставленную машинами. Алеутская улица в основном занята парковкой, что сильно затрудняет доступ в сквер имени Ленина, служивший в советские годы полноценным общественным пространством. К сожалению, историческое место Владивостока, где постоянно проводятся городские праздники, не имеет своего узнаваемого вида, отсутствует непрерывный пешеходный маршрут к набережным, а дизайн остановок общественного транспорта давно и безнадежно устарел.

У местных жителей, судя опять же по антропологическим исследованиям, ситуация, сложившаяся на 1-й Морской улице и в прилегающем районе, не вызывает положительных эмоций. "Там такая специфическая городская среда, с которой ничего толком не сделаешь",— приводятся в исследовании слова местного 25-летнего историка. А вот что думает писатель 36 лет: "1-я Морская и Бестужева — там вечные пробки". По предлагаемой "Стрелкой" программе эту территорию планируется обновить в 2018-2022 годах. "Реорганизация может преобразовать площадь перед вокзалом в общественное пространство, где пешеходы будут чувствовать себя безопасно и комфортно даже в плотном потоке",— продолжает Анна Шевченко.

Разработкой концепции этого участка "Стрелка" занимается совместно с местным архитектурным бюро "Архибат". Но это только одна лишь часть коллаборации КБ с архитекторами и урбанистами Владивостока. Победителем конкурентных переговоров от Приморского края стал не только "Архибат", но и консорциум в составе архитектурных бюро "Архитектурная мастерская Лаптевой", Skameyka Architects, Concrete Jungle, который разрабатывает проекты других участков. "Что касается благоустройства 1-й Морской улицы, то наша задача — разработать полноценный туристической маршрут от площади у вокзала до жилого комплекса "Адмирал"",— рассказывает руководитель "Архибата" Дмитрий Батищев. По его словам, по всему городу планируется сделать туристический маршрут с различными слоями и "ответвлениями" функций: спортивный слой — "тропа здоровья" и велодорожки, площадки уличных тренажеров и солнечных ванн; транзитный слой — для пешеходов, идущих от одной части города в другой; игровой слой будет включать множество детских площадок; слой рекреации — отдых в тени деревьев, видовые площадки и места для отдыха. В общую картину благоустройства будет вплетена вся инфраструктура общественного питания и развлечений.

Что же касается изменений пространства у вокзала и 1-й Морской улицы, то планируется превратить территорию рядом со сквером имени Ленина в полноценную площадку для проведения городских мероприятий. Авторы обновления этой территории предлагают освободить от засилья автомобилей площадь перед железнодорожным вокзалом и восстановить пешеходную связь с парком, расположенным на противоположной стороне.

"По идее, это место должно стать главными воротами города с видом на набережные,— описывает будущую перспективу Анна Шевченко.— Но для этого надо, чтобы это пространство стало безопасным и комфортным для пешеходов". КБ "Стрелка" предлагает сделать следующее: создать визуальную целостность среды привокзальной площади с парком, для чего потребуется реорганизовать пространство перед зданием вокзала и решить вопрос с модернизацией находящихся здесь остановок общественного транспорта. Далее предлагается создать новые пешеходные пути за счет ликвидации стихийных парковок, а также обновить дизайн расположенных здесь киосков, сформировать отсутствующую пока инфраструктуру для развития городских кафе и летних террас. В "Стрелке" убеждены, что на площади у вокзала в первую очередь необходимо решить вопрос с транспортом. Как поясняют в КБ, транспортная стратегия должна быть направлена на реорганизацию парковочной зоны и оптимизацию размеров проезжей части — это позволит расширить пешеходное пространство и выделить места для тех самых летних террас, которые нравятся горожанам.

При этом очень важно сохранить исторический облик этого места, чему в разработке дизайн-проекта придается особое значение, отметили в АИЖК, которое является федеральным куратором улучшения общественных пространств не только Владивостока, но и многих других городов.

Спорт на Кунгасном

По предложению "Стрелки" следующий этап реорганизации прибрежных пространств Владивостока — обновление участка набережной Амурского залива от пляжа на мысе Кузнецова до переулка Шевченко. Это полоса протяженностью чуть более 2 км — от океанариума до автошколы на мысе Боброва — ассоциируется у горожан с занятиями различными видами водного спорта. Силами региональной и городской администрации частично эта территория благоустроена вместе с пешеходным участком улицы Адмирала Фокина, соединяющей Спортивную набережную с центром города.

Мыс Кунгасный — популярное место среди горожан для пляжного отдыха и занятия спортом. Впрочем, прибрежная часть между этим местом и мысом Бобровым остается в заброшенном состоянии. Вот что говорят местные жители (цитаты из антропологического исследования): "Ой! Люблю это место! С одной стороны, вроде как спальный район, потому что у нас там получается вроде как сопочка, дома вниз идут к морю, и у нас там не так много транспорта. И относительно тихо. А с другой стороны, вышел на противоположную сторону сопки, и вот тебе Океанский проспект, вот тебе, пожалуйста, транспорт" — это реакция сотрудницы краеведческого музея. А вот местный писатель отмечает, что по этому участку проходит "тропа здоровья", но не верит, что Владивосток может стать "каким-то прямо супервелосипедным городом". "Хотя,— оговаривается он,— наверное, здесь небольшой потенциал еще есть. Эти все модные столичные явления до нас доходят". Но, как полагают в КБ "Стрелка", для этой части прибрежной зоны Владивостока велосипедные дорожки, как и пешеходные участки, необходимы: они могут соединить разъединенное некогда единое городское пространство.

Еще в начале ХХ века место, расположенное южнее нынешнего пляжа на мысе Кунгасном называлось Купервоской падью и связывалось с мысом Боброва прибрежной полосой. Но уже в советские годы из-за строительства здесь ТЭЦ и золотоотвала набережная превратилась в суровую промзону с горой производственных отходов, разделив два мыса. К тому же у горожан ограниченный доступ к территории, а пешеходный проход совмещен с автодорогой, что делает этот участок небезопасным.

В процессе разработки дизайн-проекта выяснилось, что оптимальный вариант — соединить прибрежные рекреационные зоны променадом. Для этого предлагаются простые решения — создать комфортные тротуары на существующих подъездах к набережной и новые пешеходные дорожки. "Во Владивостоке доступ к части набережных ограничен из-за ландшафтных особенностей города,— делится своими наблюдениями Анна Шевченко.— Основная часть города находится наверху, и, чтобы спуститься на прибрежную часть, иногда приходится преодолевать серьезные испытания". Кроме того, набережную Амурского залива от пляжа на мысе Кузнецова до переулка Шевченко предлагается превратить не только в зону отдыха с современным и комфортабельным пляжем, но и в центр занятия спортом, создав здесь дополнительные спортивные площадки, а также озеленить, высадив деревья. "Помимо прочего на этом участке — вдоль пляжа и набережной — отсутствуют площадки для детей и зоны для спокойного отдыха, поэтому мы предлагаем создать здесь рекреационный массив, где могли бы проводить вместе время взрослые и дети и устраивать пикники",— отмечает Анна Шевченко.

"Стрелка" разрабатывает план благоустройства этой части набережной также с привлечением местных архитекторов. "Мы совместно с Concrete Jungle и архитектурным объединением Skameyka Architects разрабатываем концепцию благоустройства двух участков городского пространства: в районе Спортивной набережной до мыса Кунгасного и в районе опоры моста через бухту Золотой Рог, рядом со Светланской улицей",— рассказывает Валерия Лаптева, руководитель "Архитектурной мастерской Лаптевой". По ее словам, "Стрелка" поставила перед своими партнерами по проекту благоустройства набережных Владивостока конкретную задачу, а именно при разработке проектов учитывать обеспечение комфортности общественных пространств, их экологичность, безопасность, идентичность, разнообразие — принципиальные задачи проектирования, заданные КБ "Стрелка". "Конкретные решения можно будет увидеть в законченной концепции, сейчас все на стадии разработки",— говорит Валерия Лаптева.

Университетское ядро

Еще один важный участок, который предлагает реорганизовать "Стрелка", включает набережную Амурского залива от Красноармейского переулка до стадиона МГУ имени Невельского — это прибрежная полоса протяженностью 1,7 км. "Это Эгершельд, типа считается, очень престижный район, хотя туда ведет одна дорога и там находится Владивостокский морской порт,— приводятся слова местного журналиста в исследовании, проведенном КБ "Стрелка".— И когда туда едут грузовики, ездят в общем, очень с транспортом все плохо. Но здесь красиво, поскольку тут море, морской воздух".

Развивать эту территорию предлагается таким образом, чтобы ядром обновленного общественного пространства стал МГУ, поскольку стадион и тренировочная площадка частично занимают местный пляж. Но этот участок не может существовать сам по себе, и его предлагается связать пешеходными тропами с остальной набережной. Традиционно это место у горожан считается центром для занятия парусным спортом и греблей — в "Стрелке" предлагают активно использовать это для развития территории. Но сегодня здесь практически отсутствуют коммерческие объекты, поэтому урбанисты предлагают установить здесь павильоны, а также убрать препятствия на пешеходных путях, создав целостный маршрут-променад, который соединил бы юг участка с севером, и организовать вдоль берегового участка места для отдыха. Кроме того, здесь предлагается четко отделить пешеходную зону от велосипедной части, что должно обеспечить безопасность для передвижения. В этой части набережной доступ пешеходов затруднен из-за соседства с автодорогой, поэтому в "Стрелке" предлагают оптимизировать соседнее парковочное пространство.

Но одна из существенных проблем, которые могут затруднить работы по развитию пространства в районе МГУ,— наличие частных владений. Большая часть этого участка занята объектами Тихоокеанского флота, отмечает Дмитрий Батищев из "Архибата". По его словам, после завершения реконструкции этого общественного пространства все эти участки станут доступны для пешеходов. "Должны также решиться вопросы с замороженным объектом на пляже "Юбилейный" с прилегающей территорией, находящейся в частной собственности, строительным городком и бытовками жилого комплекса "Аквамарин", недостроенным отелем "Хаятт". Когда-нибудь все эти участки станут доступными для горожан и гостей города",— надеется Дмитрий Батищев. По словам его коллеги Валерии Лаптевой, сейчас большая часть набережных во Владивостоке находятся либо в собственности у флота, либо в частных руках, что ограничивает доступ горожан к прибрежной полосе. "Власти города должны научиться договариваться с бизнесом на взаимовыгодных условиях — и получать прибыль в бюджет, и контролировать использование объектов по назначению,— считает архитектор.— Политика освоения общественных пространств должна быть более гибкой. Бизнесмены должны поверить, что в этом плане им выгодно сотрудничать с администрацией и получать как материальную, так и моральную выгоду от своих усилий по участию в проектах благоустройства". Для общественного доступа к набережным во Владивостоке важно сохранить муниципальную собственность там, где это возможно, а также внедрить программу, предполагающую доступ к частным территориям, отмечает Анна Шевченко. Например, по ее данным, сейчас для пешеходов недоступны несколько ключевых участков: яхт-клуб "Семь футов", через который необходимо провести пешеходный путь, водопроводная станция Тихоокеанского флота, парковка под мостом у бухты Золотой Рог.

Как оживить Корабельную набережную

Валерия Лаптева в консорциуме с другими своими коллегами из Владивостока помогает "Стрелке" разработать проект обновления территории между Корабельной набережной и Светланской улицей у Золотого моста. Это один из самых узнаваемых видов столицы Приморья на бухту Золотой Рог. Проект предусматривает создание рекреационной зоны, центральной осью которой станет Корабельная набережная. В начале ХХ века эта часть Владивостока была самым богатым районом: зажиточные горожане предпочитали строить дома с видом на Золотой Рог. Сейчас большая часть этой территории занята парковками, поэтому нет никакой пешеходной связи между набережной и Светланской улицей. "К этому участку примыкает большая неосвоенная территория, которая, несомненно, получит развитие в рамках общественной части города, на этом фрагменте мы решили применить не дорогие временные решения благоустройства, а простую концепцию: на неосвоенном холмистом участке набережной воспроизвести естественную приморскую природу побережья — ковыли, травы, кустарники, типа багульника и шиповника,— делится планами архитектор.— По идее должна получиться небольшая дендрологическая копия дикого берега в городской среде".

Пока же здесь нет даже элементарных зон для отдыха, хотя в пешей доступности находятся Приморский академический краевой театр, Театр имени Горького, театр кукол, констатируют в КБ "Стрелка". Более того, одна из самых красивых точек города загорожена заборами, а нижний ярус и вовсе пустует. Разработчики концепции предлагают оживить территории за счет создания здесь зоны отдыха, временных экспозиций, расширения общественного пространства за счет оптимизации парковок, организации пешеходного перехода через железную дорогу. Одно из интересных предложений — создание на нижнем ярусе у бухты рыбного рынка и открытой ресторанной зоны по типу рынка Сан-Мигель в Мадриде, Даниловского и Усачевского рынков в Москве.

Во всех работах по благоустройству набережных, как полагают в КБ "Стрелка", должны учитываться климатические особенности города — постоянные сильные ветра и туманы — и ландшафт. Поэтому в бюро особое внимание уделяют мероприятиям по защите набережных от размыва. По сути, это должно привести открытию города к заливу, который не таит опасности для горожан. Это и должно изменить положение города: таким образом, у Владивостока есть все шансы из интроверта превратиться в экстраверта — город, открытый океану, людям и миру.

Как будет благоустраиваться Владивосток

УчастокПротяженность
(км)
Площадь
(га)
Период
благоустройства
Набережная улица от Светланской
улицы до Красноармейского переулка
0,752017 год
1-я Морская улица и площадь перед
вокзалом на Алеутской улице
0,62,32018-2022 годы
Набережная Амурского залива от
пляжа на мысе Кузнецова до
переулка Шевченко
2,26,52018-2022 годы
Набережная Амурского залива от
Красноармейского переулка до
стадиона МГУ имени Невельского
1,456,52018-2022 годы
Территория между Корабельной
набережной и Светланской улицей у
Золотого моста
0,472018-2022 годы

Источник: КБ "Стрелка".

Опыт

В мире достаточно примеров, когда портовые города, нуждались в регенерации территории у воды. У каждого такого эксперимента были свои задачи и результаты.

Лондон, Великобритания

Территории регенерации: Canary Wharf (ключевой бизнес-центр на востоке Лондона), район доков Royal Docks.

График работ: 1981-1998 годы.

Оператор: London Docklands Development Corporation (LDDC).

Финансирование проекта: инвесторы вложили в общей сложности €22 млрд.

Результат реализации проекта: формирование двух корпораций городского развития для привлечения частных инвестиций, государственное финансирование (прямые гранты) для создания базовой инфраструктуры для развития, государственное финансирование через налоговые льготы, частные инвесторы играют ключевую роль в развитии проекта.

Ливерпуль, Великобритания

Территории регенерации: район доков Albert Dock на берегу реки Мерси и Чайна-таун.

График работ: 1972-1998 годы.

Оператор: Мерсисайдская корпорация развития (Merseyside Development Corporation), создана в 1981 году премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер.

Финансирование проекта: инвесторы — £72 млн, дополнительно — £19,5 млн.

Результат реализации проекта: восстановлены бывшие портовые склады, создан комплекс зданий из 68 торговых и 33 офисных единиц, сохранены культурные объекты (Maritime Museum, The Tate Gallery, The Beatles Story, Animation World, The Granada Television Studios), 1,5 тыс. парковочных мест, 1 тыс. рабочих мест

Детройт, США

Территории регенерации: район East Riverfront на берегу реки Детройт.

График работ: 1996-2017 годы.

Оператор: Детройтская береговая охрана (Detroit Riverfront Conservancy, DRFC), в ее совет директоров вошли представители штата Мичиган, города Детройта, частные инвесторы и благотворительные фонды.

Финансирование проекта: более $2 млрд частных инвестиций.

Вся лента