«Для визита папы в Москву время еще не пришло»

Директор Института всеобщей истории РАН — о встрече президента России и госсекретаря Ватикана

Президент России Владимир Путин принял в среду в своей сочинской резиденции государственного секретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина. О том, чем важен первый официальный визит в Россию госсекретаря Ватикана, корреспонденту “Ъ” Галине Дудиной рассказал заведующий центром зарубежной истории РГГУ, директор Института всеобщей истории РАН профессор Александр Чубарьян.

— Кардинал Паролин приехал в Россию на пять дней и уже успел провести встречу с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, а сегодня — с Владимиром Путиным. При этом в пресс-службе президента сообщили, что на встрече «обсуждались ключевые вопросы российско-ватиканских межгосударственных отношений в политической и культурно-гуманитарной сферах». Насколько вообще Ватикан активен не только в церковной, но и в светской дипломатии?

— Нынешний визит госсекретаря — это официальный государственный, а значит, светский визит. И в функции Ватикана как государства входят в том числе внешние связи. За которые в Ватикане отвечает госсекретарь (хотя он также занимается и многими внутренними делами). И очень важно, что по целому ряду международных, геополитических проблем этот визит обнаружил совпадение или близость позиций России и Ватикана, в том числе по Сирии, Украине.

Президент России Владимир Путин (слева) и госсекретарь Ватикана Пьетро Паролин

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

При этом нельзя забывать, что Ватикан — это своеобразное государство, это центр католического мира, это сотни тысяч людей во всем мире. Так что визит, конечно, важен и с конфессиональной точки зрения: контакты между Русской православной и Католической церквами усилились после встречи папы римского и патриарха Кирилла в Гаване в 2016 году. Думаю, что, несмотря на ряд сохраняющихся разногласий по церковным вопросам, есть одна тема, которая сближает нас с католиками,— это проблема христианских ценностей.

Наконец, Ватикан сейчас активно развивает связи с другими конфессиями, в частности с исламом. В этом смысле для Ватикана полезен опыт России, которая имеет многоконфессиональное устройство и накопила значительный опыт взаимодействия и сотрудничества разных конфессий.

— Почему, если контакты так хорошо развиваются, обе стороны подчеркивали, что перспективы визита в Россию папы римского не обсуждаются?

— Все-таки по церковной части сохраняются серьезные разногласия. Так что встреча в Гаване — это хороший шаг, но для визита папы в Москву «время еще не пришло», как говорят в Москве и в Ватикане.

— Насколько Ватикан может повлиять на урегулирование кризиса в отношениях между Россией и европейскими странами?

— Конечно, сегодня влияние папы на европейские страны в политическом и международном плане ограниченно — не то что в XV–XVII веках. Но с точки зрения общего отношения и в плане имиджевого восприятия России этот визит имеет значение для наших отношений и с европейскими странами, и со странами Латинской Америки, где также велико влияние Ватикана.


Как в Риме церковь помогает принимать беженцев

Взаимоотношения государства и церкви в России не до конца урегулированы и не вполне прозрачны, поэтому передача церквей-музеев в пользование РПЦ у части российского общества вызывает непонимание и протест, о доходах священников ходят легенды, а ходатайства РПЦ о предоставлении убежища сирийским христианам остаются незамеченными. Специальный корреспондент “Ъ” Ольга Алленова побывала в Риме и выяснила, как церковная община может влиять на жизнь государства, в котором религия вышла из тени 30 лет назад. Читайте подробнее

Вся лента